Найти тему
Переплёт

Будущее научной фантастики: что ждёт любимый многими жанр - рассвет или упадок?

Оглавление

Научная фантастика сегодня, как и на всём протяжении всего своего существования, должна быть нацелена в нерв общества, стараться не только говорить о важных для него темах, но и служить зеркалом, отражающим реальные проблемы.

ЛитРПГ, фэнтези, ромфант, попаданцы и вампирские сумерки - всё это развлекательная литература, которая тоже нужна для отдыха после работы. Но перед современными авторами всё же стоит задача не только развлекать. Давайте попробуем разобраться, какие наиболее актуальные вопросы должны поднимать фантасты наших дней, чтобы НФ не оказалась на задворках и не была забыта.

В этой статье попробую кратко обозначить три главных тему современной НФ. И одну тему, которая стремится стать главной. Ниже - всего лишь рассуждение, без претензий на какую-либо значимость для теории или даже практики. Но ничто не мешает принять всерьёз заложенные в ней мысли, подумать над ними и высказать своё мнение в комментариях.

Научная фантастика XXI века: о чём она?

Если в прошлом веке умы людей занимал космос, угроза войны и развитие цифровых технологий, то сегодня одной из наиболее тиражируемых тем стала экология. Вслед за участившейся риторикой, затрагивающей проблемы климатических изменений и загрязнения природы, сместился и фокус внимания фантастов. Это привело к революции в жанре и появлению, к примеру, таких категорий как биопанк и эко-хоррор.

Наиболее значимый вклад в развитие зародившихся направлений оказали Паоло Бачигалупи («Затонувшие города»), Чэнь Цуфань («Мусорный прибой») и Ким Стэнли Робинсон («У кромки океана»), которые предупреждают о последствиях человеческой деятельности в эпоху антропоцена, грозящих обернуться экологической катастрофой.

Участившиеся случаи глобальных эпидемий и прокатившаяся по миру пандемия также подкинули поводов для дискуссий и новых сюжетов. Питер Уоттс, будучи одним из самых знаковых фантастов последних лет и имея в арсенале степень в области морской биологии, неоднократно поднимал в своих работах темы воздействия человечества на окружающую среду.

Но, что не менее важно, в романах Уоттса экологические и социальные кризисы нередко происходят одновременно с расползающейся эпидемиологической катастрофой. Так, в трилогии «Рифтеры» он ещё двадцать лет тому назад коснулся темы новых штаммов заболеваний, способных передаваться от животных людям. И, если бы к нему прислушались, как знать, может и не довелось бы нам столкнуться к некоторыми болезнями.

Всё большую популярность завоёвывают и идеи трансгуманизма. Темы протезирования, роботизации, развития генетики, клонирования и биотехнологий большинство современных авторов считают наиболее перспективными. С завидной частотой они фигурируют как в литературе, так и в кино, стоит вспомнить только «Элизиум – рай на Земле» или «Бегущего по лезвию-2049».

Плохо, что теме покорения космоса, которая по всем позициям должна быть главной в НФ, сейчас отведено место чего-то приключенческого и несерьёзного. А ведь "человек потому и человек, что его всё время тянет за горизонт", как говорил один из советских космонавтов. Эти слова завершают вышедшую вчера, в День космонавтики, подборку интересных фактов о хобби, которыми увлекались первые люди, побывавшие в космосе. Вот только горизонт нам сейчас заслонили звёздные войны...

И ещё один заслон для НФ - это спекуляция на жанре

-2

И ярче всего спекулятивность проявляется в социальной фантастике. Интересной для нынешних "творцов" становится тема гендерных ролей и самого понятия гендера. Если в прошлом веке фантастика была больше ориентирована на мужскую аудиторию, то сегодня, во времена агрессивного, чего уж там, феминизма и революционных перемен в структуре обществе (западного, больше всего), трансформировался и сам жанр.

Уходят в прошлое такие приевшиеся архетипы, как «женщина-злодейка» и «дама в беде», в то время как лауреатами ведущих премий в области фантастики всё чаще становятся именно женщины. Это не плохо. Плохим здесь считаю то, что в угоду этим самым тенденциям и чуть ли не насильно привитым “запросам общества” этому самому обществу под видом НФ откровенно втирают то, что НФ не является.

Фантасты в своих книгах всё чаще эксплуатируют образы персонажей с неопределённым полом, а нередко и вовсе лишённых половых признаков или какой-либо ориентации. Поднимаются вопросы о пересмотре устаревших и стереотипных моделях гендерных ролей. Зачем?

Ничем, кроме заказа, выход таких книг обосновать не получается. Особенно ярко такой заказ прослеживается в жанре антиутопии, который всегда стремился быть футуристическим ответвлением НФ. Что из этого получается? Попробуйте оценить сами, ниже две ссылки на статьи с подборками современных антиутопий. Сразу скажу - очень неоднозначно всё.

Сложно сказать какие из этих направлений научной фантастики доживут хотя бы до следующего десятилетия, а какие определят облик жанра на годы вперёд. Ответить на этот вопрос сможет лишь время и общество, переживающее всё новые и новые метаморфозы.

Как думаете, что ждёт НФ в будущем?