Найти тему
Молодость в сапогах

Экспроприация экспроприаторов.

Нет, речь пойдет не о национализации в привычном понимании. Уже ясно, что ее, скорее всего, не будет. Уже взвыли "прогрессивные" и даже православные олигархи, мол никак нельзя, разворуют все эффективные менеджеры, оставьте лучше нам, мы лучше распорядимся, мы знаем как.

Речь пойдет об исторических прецедентах. А они были, причем не только в 1917 году.

Так вот, в XVII аж веке в Лифляндии (это где теперь младоевропейцы проживают всякие) шведской короной проводился весьма поучительный и весьма любопытный процесс под названием РЕДУКЦИЯ. Любопытен он был прежде всего тем, что не подводились под изъятие земель у местных баронов никакие политические и идеологические мотивы. Их не обвиняли в измене и шпионаже, в левом и правом уклоне, а просто сказали "так надо, отдай".

Проводилась редукция ,строго говоря, по всей Швеции, но нам интересна именно Лифляндия, потому как это была зависимая территория, а не Швеция буквально. Со своей очень своеобразной местной спецификой.

Немецкие бароны, наследники крестоносцев, имели нрав крутой и гордый, но по немецкой же привычке уважали порядок. А вот порядки в Лифляндии сильно отличались от шведских, прежде всего за счет жесточайшего крепостного права, которого в Швеции в чистом виде не было. Между немецким по происхождению дворянством и простым народом балтийских национальностей лежала пропасть.

А еще Лифляндия периодически меняла своего сюзерена и местные дворяне постоянно выторговывали себе привилегии у короны, намекая на лояльность и возможность выбора альтернативных вариантов.

Меж тем политическая и экономическая ситуация в Швеции становилась весьма напряженной. У измотанной войнами страны просто не было иного выбора, кроме как "потрясти" крупных землевладельцев, успевших уже незаметно начать процесс закабаления свободных крестьян и оттяпать часть королевских изначально земель.

И создавать некие особые условия в этом плане для вновь присоединенных территорий король и его советники посчитали излишним. Позволим себе процитировать пока неизданную книгу Б.Н. Григорьева "Паткуль", которая появится в продаже, видимо, в мае:

"Превратить Балтийское море в Шведское и полностью контролировать Европу — таковы были планы Стокгольма. Денег на исполнение этих «наполеоновских» планов катастрофически не хватало. Подданных короля уже обобрали как липку. Где же взять ещё средства? Все в Стокгольме показали пальцами на заморские провинции Лифляндию, Померанию, Бремен-Верден и Ингерманландию. Быстро создали комиссию из 12 комиссаров, поручили им изучить ситуацию в Прибалтике, составить списки и приступить к делу."

Надо сказать, что в самой Швеции редукция была всячески поддержана ВСЕМИ слоями населения, кроме, разумеется, крупных землевладельцев. И никаких заговоров-бунтов по этой причине не случилось.

Опыт тысячелетий учит нас (но не все воспринимают эти уроки), что для выживания Государства рано или поздно неизбежно требуется основательное потрошение "элит", сосущих кровь из народа и тормозящих прогресс. И вовсе не обязательно для этого устраивать грандиозную смуту, кровавые распри и доводить дело до иностранного вторжения.

Если грамотно уловить момент, то пресловутая экспроприация экспроприаторов пройдет относительно безболезненно, временно спустив пар социального напряжения и одновременно наполнив казну.

Впрочем, есть "но". Не одно даже, а несколько.

Первое "но" это элиты из числа нацменьшинств, говоря современным языком. Эти ребята не просто удавятся за свое, они тут же объявят свою попытку сохранить прежние привилегии и активы борьбой за свободу своего бесконечно ущемленного этноса. Отбашляют солидные средства всяким краеведам и местным поэтам-писателям, те быстренько составят для масс красивую сказку про то, как давно бы уже их кони топтали марсианские поля, если бы не коварные поработители, отбросившие великую самобытную культуру на столетия назад... Дальнейшее понятно. Было уже. И сейчас происходит.

Второе "но" - это персонально сильно обиженные. Если их сразу не того, то они просто перейдут в стан врага в самый неподходящий момент.

В варианте шведской редукции первое "но" имело место, но на уровне интриг и всяких ландратов с бурными прениями и написанием петиций, а вот второе реализовалось в образе упомянутого выше господина Паткуля, ярого борца за привилегии и права дворянства Лифляндии, в результате перешедшего на сторону России.

Оценивать его поступок можно по-разному, а лучше вообще не оценивать. Просто понимать, что такой мотив НЕИЗБЕЖНО ПРОЯВИТСЯ в похожих обстоятельствах у похожих личностей. Ведь "редукция" может проходить в различных формах. Например, в виде изъятия зарубежной собственности, снятия "особого статуса", отстранения от государственной кормушки в варианте нацпроектов и т.п.

Есть еще и третье "но". И четвертое тоже. Но мы о них поговорим как-нибудь отдельно. А этот короткий текст хотелось бы закончить опять-таки цитатой их книги Б.Н. Григорьева (см. картинку ниже, это пока не ссылка, просто изображение):

"Правда — весьма капризная и многогранная субстанция, и каждому из нас она поворачивается той стороной, которая наиболее полно соответствует нашему воспитанию, мировоззрению и политической ориентации."

Мы бы еще добавили от себя "и вообще ориентации в широком смысле".

-2