Сегодняшнее фотоискусство– это больше не просто любительское или профессиональное увлечение, это целый мир. Мир, который включает в себя конфликты фотоаппаратов и смартфонов, а также неизбежное влияние нейросетей на искусство.
Что такое современная фотография? Какие проблемы, с которыми сталкиваются фотографы сегодня? Что такое «технический конфликт» и как он влияет на тех, кто занимается фотографией? Обо всем этом и не только мы поговорим с популярным фотографом – Андреем Кузнецовым
–Привет! Расскажи, что ты думаешь про выбор между фотоаппаратами и смартфонами среди начинающих фотографов?
–Привет. Я считаю, что это одна из проблем современной фотографии. Очень часто мы видим, как люди забывают обычных фотоаппаратов в пользу смартфонов. Я не спорю, смартфоны удобны и легко доступны, но они не могут заменить настоящий фотоаппарат с оптикой, которые дают возможность получить картинку с большим количеством деталей. Одна из главных проблем сегодняшней фотографии - это выбор между использованием традиционных камер и современных камерофонов, вроде Google Pixel. С одной стороны, фотоаппараты обладают более высокой разрешающей способностью, более широким динамическим диапазоном, менее шумным сенсором и более широкими возможностями по ручному управлению параметрами съемки. Но с другой стороны, и смартфоны имеют свои преимущества…
–А что ты думаешь про нейросети и их влияние на искусство фотографии?
–Нейронки? Это просто некоторый вызов, который фотографы должны преодолеть. Если что, я не призываю выкидывать компьютер в окно, устилать пол соломой, проявлять фотографии по 10 часов в каморке с красным светом, а мозговитых создателей ИИ бить палкой по голове. Нейросети часто используются для ретуши фотографий или полной искусственной генерации кадра, но я считаю, что важно уметь отличать искусственные эффекты от настоящего творчества фотографа. В общем, сфера развивается, мир меняется, нужно смотреть на всё это и учиться сосуществовать.
Как известно, в последние годы произошел один из самых значимых переломов в истории фотографии. Несколько лет назад смартфоны стали получать всё более продвинутые камеры, а теперь они почти не уступают качеству профессиональным фотоаппаратам. Этот факт не может не вызвать вопрос: куда движется это направление искусства в целом?
Ситуация, безусловно, создала конфликт, поскольку фотографы теперь должны учитывать возможность того, что снимок может быть сделан смартфоном. На первый взгляд может показаться, что этот факт ухудшает качество фотографий, но на самом деле это скорее расширяет возможности авторов, поскольку их творческий круг намного расширяется для зрителей, которые могут смотреть на работы не только на качественных мониторах, но и на экранах смартфонов. Эта возможность полезна для всех, включая даже тех, кто даже не имеет камеры, но желает сохранить незабываемые моменты жизни. Мы переживаем настоящий бум фотографических технологий - от камер в телефонах до специализированных фотоаппаратов и креативных инструментов для обработки. Но есть и проблемы, связанные с этим развитием.
Одной из таких проблем является влияние ИИ на искусство фотографии. Крупная корпорация Samsung, для примера, вкладывает большие деньги в исследования ИИ, чтобы улучшить качество фотографий. В 2019 году Samsung выпустила уникальную камеру в телефонах Galaxy S10 и Galaxy S10+, которая была оборудована нейросетью, позволяющей улучшать фотографии Луны. Но не все так просто, как может показаться.
Примером того, что нейросети порой могут неверно обрабатывать изображения, является ситуация, когда пользователь фотографировал фонарик в темной комнате, используя максимальный зум. ИИ-алгоритмы камеры Samsung определили этот световой блик как Луну, и начали обрабатывать изображение в соответствии с этой ошибкой. В итоге на кадре с фонариком появились реалистичные кратеры луны. Исправление этой ошибки в программе было невозможно, и такие случаи поднимают вопрос - насколько мы можем доверять технологии, если мы не можем контролировать ее действия?
Другим примером проблемы современной фотографии является унификация стиля. Благодаря софтверным фильтрам и настройкам фотокамер, большинство снимков имеют похожий стиль обработки, что порой делает их однообразными и неинтересными. Понятно, что каждый человек имеет свою индивидуальность, и его взгляд на мир может отличаться от других. Но когда миллионы людей используют одинаковый софт, фотографии могут перестать передавать свою уникальность.
Также есть и другая проблема, связанная с привыканием к визуальным эффектам и легко доступной технологии. Люди всё чаще забывают о традиционных способах фотографии, таких как пленочная камера или процесс обработки в тёмной комнате. Таким образом, потенциальные художественные возможности в искусстве фотографии могут быть обречены на вымирание, в то время как новые технологии зачастую позволяют снимать лишь поверхностные, "неискренние" изображения.
Существуют вопросы о самом искусстве фотографии, о его значении и функциях в современной культуре. Стоит признать, что фотография – это не только запись моментов жизни, но и форма искусства, которая подчас вносит в нашу жизнь новые ценности, насыщает ее новым смыслом и эмоциями. С появлением нейросетей и алгоритмических методов ведения фотографии возникает опасность для оригинального творческого процесса. Для многих людей искусство фотографии – это нечто личное, что доходит до зрителя на более глубоком уровне, чем просто техническая возможность сделать качественное фото.
Поэтому необходимо учитывать, что развитие техники и технологий не должно стать препятствием для развития искусства. Нужно продолжать искать новые формы и выразительные средства, которые позволят расширить границы фотографии и взаимодействия с зрителем. Вероятнее всего, эта эволюция принесет в мир фотографии новые открытия и возможности, и, прежде всего, сохранит творческий процесс, важный для фотографов, зрителей и значительной части культуры в целом.
Кроме того, есть еще один момент, связаннвй с использованием смартфонов для фотографии - это фотографы-любители, которые делают снимки не ради искусства, а с целью опубликовать их в социальных сетях и получить реакцию подписчиков. Это абсолютно нормально, но зачастую приводит к созданию большого количества "мëртвых" фотографий, которые являются неоригинальными, повторяющимися и зачастую не имеют ничего общего с искусством.
Несмотря на все эти проблемы, фотография остается популярным искусством. Современные технологии и социальные сети позволяют легче и быстрее распространять фотографии, чем когда-либо ранее, но традиционные камеры продолжают оставаться востребованными в творческом сообществе.