Найти в Дзене
"Экзамен" по истории.

Второе "пришествие" и второе падение Шуйских.

Тема №81. Иван Бельской недолго находился на вершине славы. Прощая изменников и высокопоставленных воров, он сам вырыл себе могилу. Политика правительства Бельских, направленная на централизацию государства, вызывала недовольство боярской оппозиции.
В результате, зимой 1541 года, под руководством Ивана Шуйского возник новый заговор против князей Бельских и митрополита Иоасафа. В заговор вошли видные представители московского боярства. Помимо Шуйских в нем участвовали князья Михаил и Иван Кубенские, Иван Шереметев, князь Димитрий Палецкий, казначей Иван Третьяков, множество княжат и дворян, а также весь Новгород. Иван Бельской ничего не знал о заговоре, поэтому не смог его предотвратить. 2 января 1542 года И. Шуйский, в нарушение великокняжеского приказа находиться с войском во Владимире, тайно приехал в Москву.
В ночь на 3 января 1542 года в Москву вошел небольшой отряд сына Ивана Шуйского - Петра. По сигналу, к нему присоединили

Тема №81.

Иван Бельской недолго находился на вершине славы. Прощая изменников и высокопоставленных воров, он сам вырыл себе могилу.

Политика правительства Бельских, направленная на централизацию государства, вызывала недовольство боярской оппозиции.
В результате, зимой 1541 года, под руководством Ивана Шуйского возник новый заговор против князей Бельских и митрополита Иоасафа.

В заговор вошли видные представители московского боярства. Помимо Шуйских в нем участвовали князья Михаил и Иван Кубенские, Иван Шереметев, князь Димитрий Палецкий, казначей Иван Третьяков, множество княжат и дворян, а также весь Новгород.

Иван Бельской ничего не знал о заговоре, поэтому не смог его предотвратить.

2 января 1542 года И. Шуйский, в нарушение великокняжеского приказа находиться с войском во Владимире, тайно приехал в Москву.
В ночь на 3 января 1542 года в Москву вошел небольшой отряд сына Ивана Шуйского -
Петра. По сигналу, к нему присоединились московские сторонники Шуйских. Ивана Бельского и его друзей мятежники арестовали.
4 января 1542 года Бельского отправили в заточение на Белоозеро, князя
Петра Щенятева сослали в Ярославль, Ивана Хабарова - в Тверь. Летопись пишет об этом: «Тоя же зимы генваря 2 пойман бысть великого князя боярин князь Иван Федорович Бельской без великого князя ведома советом боярским того ради, что государь князь великий у собя в приближенье держал и в первосоветникех да митрополита Иоасафа. И бояре о том вознегодоваша на князя Ивана и на митрополита и начаша злосоветовати с своими советники, а со князем Иваном Васильевичем Шуйскым обсылатися в Володимерь».

Заговорщики
Заговорщики

Мятеж привел «в страхованье» великого князя Ивана. Ночью в его покои ворвались заговорщики, и схватили там князя Петра Щенятева. Митрополит Иоасаф был разбужен камнями, которые слуги Шуйского бросали ему в окна. Посреди ночи испуганный митрополит устремился в великокняжеский дворец. Но заговорщики во второй раз ворвались в покои Ивана, приведя 11-летнего мальчика в ужас. Они изругали Иоасафа «с великим срамом и едва не убили», а затем вытолкали из дворца. 3 января митрополита Иоасафа «низложили» и сослали на Белоозеро, в Кириллов монастырь. 19 марта 1542 года новым митрополитом был избран новгородский архиепископ Макарий (1542-1563 гг.). Его принято считать ставленником Шуйских, но как считает В. В. Шапошник, в первую очередь избрание Макария объясняется тем авторитетом, которым он пользовался в церкви. В январе 1542 года, власть вторично перешла в руки Шуйских, ориентировавшихся на союз с боярами и влиятельными церковными землевладельцами.

митрополит Московский и всея Руси Макарий (1543-1563 гг.)
митрополит Московский и всея Руси Макарий (1543-1563 гг.)

Даже находясь в белозерской ссылке, Иван Бельский внушал опасения своим врагам. Поэтому в мае 1542 года его убили по приказу Шуйского. Как сообщает летописец, «послаша бояре на Белоозеро князя Ивана Бельского убити в тюрме Петрока Ярцова сына Зайцова, да Митьку Иванова сына Клобукова, да Ивашка Елизарова сына Сергеева. Они, ехав тайно, без великово князя ведома боярским самовольством Ивана Бельсково убили».

Но через несколько дней, в том же мае 1542 года, и сам Иван Васильевич Шуйский умер. Как пишет Постниковский летописец, «майя же князя Ивана Шуйского в чернцех и в скиме не стало».

Власть в стране перешла к олигархической группировке, состоящей из трёх его родственников - Ивана Михайловича и Андрея Михайловича Шуйских и князя Федора Ивановича Скопина-Шуйского. Возглавил триумвират князь Андрей Шуйский.

Пользуясь неурядицами в России, оживились крымские татары. Весной 1542 года, старший сын крымского хана Сахиб Гирея- Эмин Гирей напал на Северскую область, но был отбит местными воеводами. В августе 1542 года крымская конница прорвалась в Рязанскую землю. От боя с русскими полками князя Петра Пронского, крымцы уклонились и ушли назад. Воеводы из «украинских» (пограничных, окраинных) городов провожали их до реки Мечи. А на Куликовом поле русские сторожа, разгромили татарский арьергард.
Крымцы, в эти годы, как правило, избегали больших столкновений с русскими войсками. По сути, набеги на русские земли считались у крымцев «экономикой», а не «войной», а кто же хочет на работе сложить голову.

Внутренняя политика правительства Шуйских, по наблюдению С. М. Каштанова, изменяется именно с 1542 года. Крупные духовные феодалы стали получать самые щедрые льготы - освобождение от уплаты ямских денег, выполнения посошной службы и т. д.
Это противоречило политической линии государства на уменьшение льгот церковных феодалов, проводившейся ранее, но Шуйские, желая привлечь к себе церковных иерархов, шли на это.

Время второго правления Шуйских, продолжавшегося с 3 января 1542 до 29 декабря 1543 года и знаменовавшее высшую степень боярских злоупотреблений, тяжело отразилось на положении народных масс.

Согласно выводу А. Г. Манькова, к началу 40-х годов XVI в. относится резкий подъем хлебных цен в стране. Это вело к обнищанию части населения.
Русские города стали ареной ожесточенной классовой борьбы. Горожане стремились освободиться от гнета феодалов и открыть дорогу развитию ремесел и торговли. Проходивший в городах рост имущественного неравенства, неизбежно приводил к столкновениям между выделявшейся из посадского населения группой торговцев и ростовщиков с беднотой.

Придя к власти Шуйские, окончательно уверовали в свое всевластие.
Жизнь Ивану IV они сохраняли только потому, что использовали его как прикрытие для своих махинаций. Решения олигархов, разумеется, объявлялись народу как великокняжеские указы. Однако, при первом же проявлении самостоятельности, Ивану угрожала смертельная опасность.

Даже привязанностей юного государя временщики не пощадили. Вслед за «мамкой» Аграфеной Челядниной, от него удалили и его любимца, Федора Семеновича Воронцова. 9 сентября 1543 года трое Шуйских, Кубенские, Палецкий стали добиваться от Боярской думы решения об аресте боярина Федора Воронцова.
Прямо в Думе, на глазах великого князя, они начали избивать его.
С трудом митрополит Макарий предотвратил убийство Федора. Воронцова вывели из дворца и отдали под стражу.
Иван IV прислал к Шуйским митрополита Макария просить, чтобы Воронцова с сыном послали на службу в Коломну, если уж им нельзя оставаться в Москве. Но Шуйские не уважили просьбу великого князя и сослали Воронцова воеводой в Кострому. «
И когда, - говорит летописец, - митрополит ходил от государя к Шуйским, Фома Головин у него на мантию наступал и разодрал ее».

Иван IV на охоте.
Иван IV на охоте.

Желая избавиться от опеки Шуйских, Иван IV стал часто ездить на богомолье. В долгих богомольях Иван был избавлен от надоевших ему дворцовых церемоний, а кроме того, он мог удовлетворить растущую в нем тягу к путешествиям. Попутно Иван не отказывал себе в потехах, в густых лесах он тешился медвежьей охотой и травлей волков.

В 1543 году митрополит Макарий, недовольный засильем Шуйских, стал выступать против них. Обладая большим влиянием на Ивана IV, он способствовал отстранению Шуйских от власти.

Борьба за власть между враждующими боярскими группировками повлияла на формирование характера Ивана . Он стал подозрительным и жестоким. Юный государь подозревал в стремлении его убить всех бояр, но особенно ненавидел Шуйских. Пользуясь этим, его родственники - Глинские, стали готовить новый переворот.

По наущению Михаила и Юрия Глинских, 29 декабря 1543 года Иван Васильевич, принял свое первое самостоятельное решение. Он обвинил Андрея Шуйского в захвате власти велел спустить на него собак. Летопись пишет об этом: «государь сказал Шуйскому в том, что они безчиние и самовольство чинят», «велел его предати псарям, и псари взяша Андрея Шуйского и убиша его». "И от тех мест начали боляре от государя страх имети".

Иван IV  перед народом
Иван IV перед народом

Смерть главы триумвирата - Андрея Михайловича Шуйского - Честокола, подорвала влияние Шуйских на большую политику в стране.

Продолжение следует...

Дальше будет ещё интереснее. Если вас что то интересует, то пишите комментарии, обсудим.

Если вам понравилась статья, то поставьте пожалуйста лайк и подпишитесь на канал. А ещё лучше, если посоветуете подписаться и своим друзьям.