Валюша, СПКТБ, и жизнь после его.
3 марта, 2023 года, шестьдесят первый день регистрации нашего с Валюшей брака, и прошел год и два месяца со дня ее преждевременной кончины от вируса, тяжело, горько и трудно без нее. Дата, 3 декабря, для нас тоже была значительной датой, в этот день, 3 декабря 1961 года, суббота, мы познакомились в клубе им. Ленина, куда пришли на заводской вечер молодежи завода им. Дзержинского. Мы протанцевали весь вечер, а потом я пошел провожать ее домой и наконец, допровожался до регистрации, теперь всегда отмечаем обе даты.
Мы жили обычной жизнью: работа, дом, отпуска, рождение детей, их заботы и взросление, и новые заботы, связанные с этим. Я, наверное, не очень был хорошим помощником, весь быт лежал на Валюшке, я сначала зарабатывал жилье, иногда попадая в неприятности, а также тратил много времени на дорогу. Потом стал работать на работе, в должности, и с исполняемой работой, требующей частых командировок, у Валюши тоже были командировки, но не такие частые. У нас была любовь и Валюшина мудрость и терпение, что все давало нам уверенность в будущем. Все, что ни делается, все делается к лучшему, и перемелется, мука будет, стало нашим девизом.
Ее стойкий характер помогал легче встречать неприятности, которых со временем не убавилось, у обоих стало хуже со здоровьем. У Валюши обнаружили диабет, добавился к холециститу, и он стал разрушающе действовать на сосуды и, в целом, на организм, стала чаще болеть, у меня случился микроинфаркт. Почти каждый год ездили куда-то в отпуска. Ездили по путевкам, иногда одна Валюша , иногда вместе. Дикарями, на курорты, и туристами, в разные города, зарплаты позволяли ездить. Приобрели садовый участок, обоим нравилось копаться в земле, выращивать, а потом консервировать и есть плоды трудов своих. Как во всех семьях случались размолвки и примирения, жена всегда права.
Пришел Горбачев и перестройка, в 1984-85 опубликовали проект: новый закон о пенсии, твердую цифру отменили, размер пенсии предложили считать в % от заработка, и постановление, зарплата за объем выполненной работы, меньшим количеством людей, остается неизменной. Зарплаты выросли, денег стало больше, а в магазинах продуктов и прочего не стало. Нас выручало то, что Валюша ездила в командировки в Москву, у нее даже был список магазинов, где можно что-то купить, а я в Новороссийск и на Украину, возвращались с продуктами. Мы надумали купить "домик в деревне", после выхода на пенсию, в основном, жить там. Коллега по работе сказал, что продается дом на станции Кутамыш, мы посмотрели и купили, домик в два окошка и огород, всего 16 соток.
1991 год, мы, дочь и внуки: Елена, Денис и Павел.
Наступили 90 и 91 годы, все занялись политикой, партия и правительство дало всем свободу, ее взяли. Заводы перестали работать, им стали не нужны ни новые, ни старые модернизации, ни проекты на эту модернизацию, а также их продукция, ее престали покупать. Они встали, и у наших КБ не стало работы, а у нас зарплаты. Цены на все стали расти в разы, и на проезд в электричке, и мы прекратили ездить в Кутамыш.
Так как у наших КБ не стало работы, люди по собственному желанию или по сокращению штатов увольнялись. Валюшу сократили, ей подсказала знакомая, что в АКБ Калининского завода требуется специалист ее профиля, она пошла договариваться, и ее сразу приняли. Проработала еще два года, до ухода на заслуженный отдых, ее уговаривали еще поработать, но она устала, болела, и решила отдыхать. Ее КБ просуществовало до 1994-6 года, оставались руководитель, бухгалтер и инспектор по кадрам, 3 человека, здания сдали в аренду, так за нее, они плату получали.
Мое КБ тоже окончило существование в 1995 году, в основном все работы закончились в 1991-92 годах, заканчивали старые договора. Людей уже было мало, сокращений не было, уходили сами, я тоже уходил и возвращался, последние месяцы работал вахтером, торговал на рынке. Временно работал в другой организации, конструктором, кроме этого ко мне обращались выполнить чертежи, за наличные, делал проекты раздвижных решеток, откатных и подъемных ворот для гаражей. Организация, в которой работал некоторое время, занималась проектированием и монтажом охранной и противопожарной сигнализации.
Встреча сотрудников КБ на праздновании 20 летия его образования. Начальник КБ Виханский Л.А. сидит на полу, слева, в центре, на полу главный инженер Лычагин А.А., я стою, крайний слева, рядом технолог литейного отдела Валя Томилова и заведующий этим отделом Э.З.Тильман.
В октябре 1991 года, руководство организовало празднование и как бы прощание, 20-летие организации КБ, в столовой опытно-механического завода, собрались основные зачинатели бюро. Вскоре после празднования, начальник бюро Виханский Леонид Александрович, а через год, мой заведующий отделом Охман Симен Иосифович уехали в Израиль, из разговоров, при встрече, узнали, что большинство уже где-то работало. После отъезда Виханского, начальником СПКТБ, Главк назначил Гурьяшкина В.В., ранее работал главным технологом в литейном отделе, он и закончил существование КБ. Я и Слава Тарковский, и еще некоторые работники обсуждали и предлагали сохранить его, создав кооператив или что-то подобное ООО, как базу для некоторых предпринимателей, но не смогли, не было такого желания у руководителя. Здание городские власти передали другому КБ, а сейчас прошла информация, что оно выставлено на продажу..
Встреча бывших сотрудников бюро, в 2001 году, посвященная 30-летию образования Пермского СПКТБ, последняя встреча первых сотрудников, прошла в столовой Пермского опытно-механического завода, я стою в третьем ряду, рядом А.Васильев, в центре стоит зав. литейным отделом Э.З.Тильман.
Жизнь продолжалась, я устроился в новую организацию, директор Игнатьков М.Е., организация занималась продажей и установкой систем безопасности и сигнализации. По работе я столкнулся с разными банками и познакомился с их руководителями службы безопасности, у всех были пункты по обмену валюты, и их надо было оборудовать крепкими дверями, решетками и сигнализацией. Организация снимала двухместный номер, в профсоюзной гостинице, рядом с банком "Заря Урала" и выполняла работы по его и других банков заданиям. У организации не было своей базы по изготовлению металлоконструкций, и моя работа заключалась в каком-то проектировании, поиске изготовителя и изготовление металлоконструкций по моим чертежам. Через какое-то время, из-за отсутствия базы, начались перебои с работой, не стало заказов, точнее их стоимости, так как изготовление осуществлялось другими.
Я уволился и перешел на вольные хлеба, зарегистрировался как частный предприниматель, вид деятельности, проектирование и изготовление металлических конструкций. Продолжил работу с банками, изготовлял металлоконструкции для обменных пунктов, решетки, двери и окошки кассы. Разработал чертежи выдвижного лотка, монтируемого в окошки, кроме банков еще работал со строителями жилья, трест 14, Главснаб. На период строительства, изготовляли решетки, двери для первого этажа и подвалов, после сдачи дома, их иногда меняли, иногда они оставались, проработал до 2004 года, но фактически не работал с конца 2002 года.
В этой публикации, я коротко рассказываю о жизни и работе, после распада СССР, но в то же время продолжаю писать о жизни и работе в СССР, последовательно, по годам, надеюсь, опишу подробнее и эту жизнь, жизнь после СССР.
Прочитали, подпишитесь.