Третьяковская галерея — одно из крупнейших в мире собраний русского изобразительного искусства и одна из главных культурных достопримечательностей Москвы. Стоит ли говорить о том, что место пользуется популярностью?
Если вы, друзья, ни разу не были в Третьяковке и собираетесь посетить её впервые, почитайте мою статью: уверен, она будет вам полезна. Ведь я-то побывал в галерее уже во второй раз, поэтому, что называется, в теме.
И сразу же первый совет: покупайте билеты заранее в интернете, они продаются на конкретное время. Вам остаётся лишь прийти к выбранному времени и зайти внутрь безо всяких очередей.
Пройдя контроль безопасности, вы попадёте в просторное фойе. Здесь есть гардероб, сувенирные лавки, кафе, туалеты и стойка информации, на которой можно взять карту галереи и купить аудиогиды.
НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЮ вам это сделать! А ещё лучше заказать экскурсию. Потому что то, что медведей на картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» рисовал не Шишкин, или то, что Васнецов рисовал Добрыню Никитича с себя, мы и так знаем. А вот узнать менее известные факты о менее известных картинах может быть очень интересным, и лучше услышать эту информацию, чем не услышать её.
Большинство посетителей из тех, что не взяли аудиогид, хотя по залам и разглядывают только известные им картины: «О! Явление Христа народу!», «О! Боярыня Морозова!», «О! Девочка с персиками! А вы знаете, что Серов рисовал девочку с дочери Саввы Мамонтова?»
Да знаем-знаем, успокойся.
Известных картин в галерее, разумеется, много. Практически в каждом зале можно найти полотно, хорошо известное среднестатистическому россиянину.
Маршрут, кстати, построен очень удобно. Все залы пронумерованы и, в основном, посвящены какому-то отдельному художнику, везде висят указатели — иди по номерам и ничего не пропустишь.
Помимо этого, основного маршрута, многие полотна объединены ещё одной текущей выставкой «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова» (идёт до 20 августа 2023 года).
Выставка рассказывает о картинах, которые после написания не были приняты публикой, критиками и коллегами-художниками. Их авторы по разным причинам подвергались жёсткой критике и даже опале.
Несмотря на то, что сейчас эти картины считаются шедеврами, начало их судьбы было не столь радужным. Многие из них Павел Третьяков буквально спас, разглядев их художественную ценность, поверив в них и приобретя для своей коллекции.
Вот, например, картина «Торжествуют» моего любимого художника Василия Верещагина.
Всем известно, что Верещагин был, как бы сейчас сказали, корреспондентом. Он часто отправлялся вместе с армией в горячие точки, после чего писал картины по увиденным сюжетам.
На этой картине изображено торжество самаркандцев после победы над отрядом русской армии. Из-за неё (и других картин из этого цикла) Верещагина начали обвинять в антипатриотизме. Причём, критиковал его не абы кто, а самые что ни на есть августейшие особы: император Александр II и будущий император Александр III. «Волна хейта» была настолько огромной, что художнику пришлось даже уничтожить некоторые полотна.
Говоря о Василии Верещагине, не могу не упомянуть свою любимую картину. Вообще. Из всех.
«Апофеоз войны».
В такой простой, в общем-то, композиции заложена мощнейшая идея, которую мы сейчас, впрочем, не будем озвучивать. Скажу только, что одно лишь это полотно делает для меня посещение Третьяковской галереи полностью оправданным. Очень долго могу разглядывать. Невероятно сильная работа.
В Третьяковке есть и ещё одна выставка, «Древнерусское искусство». На ней представлены произведения искусства (в основном, иконы), начиная с XI века!
Просто потрясающе! Если вдуматься в то, что некоторым из этих экспонатов тысяча лет, то дух захватывает! Как это вообще могло сохраниться??
Самым, пожалуй, известным экспонатом этого отдела является икона «Троица» Андрея Рублёва. Она, кстати, единственная висит под стеклом.
В общем, выставка потрясает. Настоятельно рекомендую оставить в себе силы на просмотр древнерусского искусства.
Да, друзья, я не коснулся так называемого «современного» искусства, потому что не люблю его, не понимаю и не уважаю. Поэтому, если захотите увидеть «Чёрный квадрат» Малевича или ещё какие-нибудь цветные пятна, это уж без меня.
Я за настоящее искусство.
В общем, друзья, мне в Третьяковке понравилось. Конечно, медленно ходить по десяткам залов довольно утомительно — лучше всё же заказать экскурсию по какой-нибудь одной теме. Так что рассчитывайте свои силы.
Людей в воскресенье было много, но локтями никто никого не распихивал, в очередях не стоял и у картин не толпился.
Взрослый билет без экскурсии стоит, кстати, всего 500 рублей. Небольшая плата за то, чтобы приобщиться к прекрасному, как считаете?