Стахановское движение было уникальным явлением. О нем написано много книг, статей, стихов и даже художественных рассказов. Но мало кто из советских историков решался честно и открыто писать о «побочных эффектах» данного движения. Например, что гонка за первенство в работе обострила классовую борьбу и стала причиной различных конфликтов на производстве. Но самое главное, эта гонка так и не привела к долгосрочным выгодам для экономики. Известно, что у истоков движения стоял Серго Орджоникидзе. Именно Народный комиссариат тяжёлой промышленности стал тем самым полигоном, где обкатывались всевозможные стахановские практики.
Самыми важными подразделениями в тяжелой промышленности тогда считались - черная металлургия и угледобыча. Несмотря на то что на эти отрасли были назначены самые опытные и энергичные деятели, уголь и металл все равно были в дефиците. Нехватка ценных материалов для постановки страны на стабильные военные рельсы периодически приводило к лихорадке в экономике. Но благодаря неимоверным усилиям рабочих и не без грозных стимулов со стороны руководства, к 1935 году положение дел в черной металлургии значительно улучшилось. Совсем иначе обстояли дела с угольной отраслью, где срыв плана стал почти закономерностью. Именно в этот период Орджоникидзе начал присматриваться к Донбассу, который занимал первое место по добыче угля. Из этого региона часто поступали жалобы на плохое снабжение, слабую механизацию и опасные методы работы. Но Орджоникидзе, загоревшись идеей быстрыми темпами увеличить добычу угля, решил пойти другим путем. Вместо замены устаревших методов и оборудования он решил по максимум выжать из человеческой силы.
Отдыхая в Кисловодске, Орджоникидзе прочитал в «Правде» заметку о шахтере Стаханове и сразу придумал этому геройскому поступку выгодное продолжение. 6 сентября 1935 года он послал письмо секретарю Донецкого обкома Саркису: «Плохо у нас с углем и вообще с топливом…Здесь сказывается плохое хозяйственное руководство как главугля, так и трестов. Это всё хозяйственники старого уклада. Либо их надо резко заставить работать по-новому, либо заменить молодыми. Ведь в Донбассе имеются сотни и тысячи прямо-таки героев, которые показывают замечательнейшие образцы работы. Надо этих героев передвинуть на места управляющих шахтами и трестов..». С этого момента в угольной промышленности началось возвышение стахановцев и борьба с вредителями. В одной из телеграмм Орджоникидзе прямо заявил, что «это движение наверняка встретит обывательский скептицизм, что на деле будет означать саботаж. Таких горе-руководителей немедленно надо отстранять».
Орджоникидзе начал наказывать и снимать с должности хозяйственников старой закалки, если они не выполняли план или не поддерживали стахановское движение. Вскоре в дело вступила газета «Правда», которая при каждом случае обрушивалась на саботажников с критикой. Иногда доходило даже до лозунгов: «люди не помогающие стахановцем - не наши люди». Более того, лично Сталин активно поддержал данное движение, что позже привело к «стаханомании» по всей стране. При этом старые хозяйственники и управленцы попали в немилость. Чтобы удержаться на месте, им нужно было не просто отмалчиваться и соглашаться с новыми веяниями, а именно активно поддерживать стахановцев. В итоге после убийства Кирова в обществе образовался раскол, который только укреплял власть в его борьбы с очередными врагами. На производстве были настоящие работники - стахановцы и ненастоящие - «саботажники-вредители». На совещании стахановцев осенью 1935 года Сталин напомнил, что классовая борьба обостряется, и призвал работников идти за опытом к стахановцем, а строптивым пообещал дать «слегка по зубам».
Увы, политика раскола трудящихся масс, гонка за выработкой плана любой ценой и жесткая борьба с вредителями позже привела к разрушительным последствиям в экономике. Бесконечные штурмы, рекорды, авральные работы и приписки выжимали из людей последние соки. Иногда второпях нарушались технические регламенты, что нередко приводило к авариями или износу оборудования. Вину за срыв плана списывали на тех же саботажников или руководство. В конце концов эти нечеловеческие усилия уже через два года привели к падению добычи угля и срыву намеченных задач. Также положение дел усугубило начало большого террора и потеря грамотных кадров на производстве.
-~-~-~-~-~-~-~-
Пишите ваши отзывы и мнения в комментариях. Спасибо за внимание и до новых встреч!