Заяц занимает значитальное место в мифологии и искусстве древности. Образ зайца присутствовал еще в сакральных понятиях древних египтян. Под его обличием скрывалась богиня Унут, покровительница Заячьего нома - одного из первых государств на территории Древнего Египта.
В сакральных представлениях древних греков Заяц выступает в качестве жертвенного животного. Это можно видеть на примере статуи Афродиты, держащей на руках маленького зайца.
В аттической вазописи заяц также появляется в сценах, изображающих влюбленных.Он играет роль свадебного дара.
Первые столетия нашей эры были ознаменованы победой новой религии - христианства. Своеобразными новаторами в области христианского искусства являются копты - принявшие христианство египтяне,объединившие некоторые элементы древнеегипетской культуры и античные мотивы. На коптских разноцветных тканях 4 и 5 веков часто можно увидеть изображение зайца. Он обычно сидит в винограднике и лакомится его листьями. Виноградная лоза становится одним из наиболее распространенных христианских декоративных мотивов в раннехристианскую эпоху,т.к. лоза ассоциируется с Христом : «Аз есмь истинная виноградная лоза,а отец мой виноградарь» ( Евангелие от Иоанна , 15:1). На древней фреске, обнаруженной на территории Румынии , также изображен заяц, поедающий виноград. Таким образом заяц воплощает собой стремление человеческой сущности к божественному началу.
В Средневековье цикличная структура мироздания часто изображалась, как борьба зверей и птиц, реальных и фантастических. Извечное столкновение между «светлым» И «темным».
Христианское богословие эпохи Средневековья трактоваром образы животных, реальных и фантастических, в аллегорическом ключе. Настоящим трактатом о зверях и птицах - бестиарием в камне - была зооморфная скульптура средневековых соборов. В охотничьих сценах охотник трактовался как дьявол, а преследуемые им зайцы - как искушаемые души христиан. Богослов Амвросий видел в способности зайца менять цвет меха в зависимости от сезона символ воскрешения. Белый заяц у ног Девы Марии был символом преодоления ею человеческих страстей.
К более поздним символам относится композиция с тремя зайцами, движущимися в бесконечном беге по кругу. Самое знаменитое из подобных изображений украшает галерею Падеборнского собора в Германии - так называемое Заячье окно, испол-ненное в 14 веке. Композиция является символическим воплощением скоротечности времени, подобного быстроногому зайцу.
Красота и скорость бега зайца сделала его популярным персонажем сказок многих народов мира, в русских,африканских, корейских, польских, индийских сказках заяц с помощью ума побеждает своих самых опасных врагов. В европейском фольклоре заяц занимает важное место. Есть поверье,что заяц спит с открытыми глазами, а его неожиданное появление в деревне предвещает пожар.
В Восточной культуре заяц также представлен в разных ипостасях. Например в Китае популярен лунный заяц. Обычно он изображается в кругу, символизирующем Луну. Он сидит под деревом и толчет в ступке элексир бессмертия. Это изображение часто помещается на одежде, открытках, фонариках, особенно связанных с важным Праздником Середины осени, главным покровителем которого заяц является. В этот день проходят широкие гуляния, люди отмечают окончание сбора урожая.
Принадлежащий к представителям животного мира, не отличающимся силой, но способным быстро увеличивать свою численность, заяц в противостоянии хищным врагам как бы возрождается в своем потомстве. Эта черта и определила его ассоциацию с темой плодородия.
Журнал «Юный художник», номер 2, 2011 год.