Автор Глеб Андреев
Мы продолжаем рассказывать о демократии и отвечаем на вопрос, возможно ли ее достичь? Предыдущие части читайте по ссылкам:
Не древние и не греки
С некоторыми греческими философами, очевидно, был согласен бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Он говорил: «Демократия — наихудшая форма правления, если не считать всех остальных». Действительно, Афины все же отказались от своей демократии, попытавшись ее реорганизовать и восстановить. Можно ли это считать доказательством невозможности демократии в принципе?
Когда говорят, что демократия невозможна, имеют в виду, в первую очередь, одну из ее форм - прямую демократию. Именно такая была реализована в Древней Греции и Древнем Новгороде, а сегодня она имеется в Швейцарии. В прямой демократии каждый, кто имеет право голосовать и принимать решения, обязан в этом участвовать и нести ответственность за последствия. Прямая демократия возможна лишь в обществах, население которых не превышает 10000, иначе воцаряется хаос, и необходимые решения не принимаются совсем.
Что же касается современной демократии, то государственный деятель и исследователь Алексис де Токвиль говорил о том, что в США в его времена, т. е. в 19 веке, существовала демократия. Его впечатляло, что там учитывались интересы всех частей страны, работали независимые СМИ и у всех была свобода возможностей. Но ТоквИль видел и недостатки: «Воздух здесь пропитан корыстолюбием, и человеческий мозг, беспрестанно отвлекаемый от удовольствий, связанных со свободной игрой воображения и с умственным трудом, не практикуется ни в чем ином, кроме как в погоне за богатством».
Спустя почти 2 века после де Токвиля известный философ из США Ричард Рорти заметил, что демократия давно стала иметь два значения. Первое - это политический режим, где власть сосредоточена в руках чиновников, которых свободно выбирает население. Второе - некая мечта прошлого, надежда и память о том, что демократия - идеал, предполагающий равенство возможностей.
Философская основа, которую стараются найти сторонники второго подхода, бессмысленна для Рорти. По его мнению, история США демонстрирует, что институты, вроде свободного суда или СМИ, могут превратить страну в более демократичную. Но вот достичь идеала и дать всем по-настоящему равные возможности пока не вышло.
Взгляды на демократию со временем менялись: например, Аристотель считал выборы инструментом олигархии, а жребий - инструментом демократии, но сегодня мы используем именно выборы. Для нас это способ проявить свою свободу, один из основных признаков демократического режима. Когда-то люди боролись за возможность участвовать в них и хотя бы как-то влиять на решения в различных областях жизни. А в некоторых странах о свободных выборах люди только мечтают: например, где-то женщинам до сих пор нельзя голосовать.
Но что же мы видим в странах, где есть выборы? Исследования год за годом показывают, что явка на них все сильнее падает. Где же стремление осуществить свою свободу, если люди даже не хотят пользоваться правом голоса? Получается, схема Древней Греции все так же работает: демократические инициативы все чаще вырождаются, порой не успев развиться. Демократия при миллионном населении становится тяжелой и неповоротливой, слабо отвечая на вызовы настоящего. Может, демократия - это лишь идеал, к которому можно попытаться приблизиться, но реализовать его в реальности - своеобразная утопия.
Философия стала фундаментом для многих наук: социологии, политологии, психологии. Даже химия и физика когда-то появились именно в работах великих философов. Понимание того, что происходит в мире, начинается с изучения идей великих мыслителей. Мы поможем вам сделать первый шаг с нашим курсом-саммари «Вся история философии».