Официально власти Финляндии сегодня, как и во все послевоенные годы, признают, что территориального вопроса между Россией и Финляндией не существует. Однако на уровне общественных организаций тема «возвращения утраченных территорий» на Карельском перешейке, а то и всей Карелии – регулярно поднимается и муссируется.
Российская Карелия в начале 1990-х могла быть передана Финляндии. Горбачёв, а затем и Ельцин были готовы к передаче региона. Но от подобного подарка решили отказаться финские власти.
Такая господствует точка зрения.
Бывший сотрудник МИД Финляндии, дипломат, доктор политологии и писатель-документалист Юкка Сеппинен уверяет: в 1990 году, когда советское руководство в лице Михаила Горбачева и его окружения решило согласиться с предоставлением независимости республикам Прибалтики, поднимало также и вопрос о передаче (точнее, продажи) Финляндии Карелии.
По словам Сеппинена, летом 1990 года после торжественных мероприятий в честь 200-й годовщины Роченсальмского сражения в городе Котка, к нему обратился сотрудник советского посольства в Хельсинки Лев Паузин.
Он сообщил о готовности Москвы начать переговоры о возвращении утраченных Финляндией в годы войны с СССР территорий. Причиной Лев Паузин назвал затратность содержания земель, в частности города Выборга, на содержание и реконструкцию значимых объектов которого в бюджете не было средств.
Но президент Финляндии Мауно Койвисто ответил отказом на данное предложение советской стороны.
Потом было и второе «щедрое предложение», уже от команды президента РФ Бориса Ельцина, но Койвисто снова отказался. Президент, уроженец Турку, «не хотел, чтобы у Западной Финляндии был конкурент в лице Выборга. Ведь еще в 1930-е годы Выборг был в Финляндии преуспевающим городом», – утверждает Юкка Сеппинен.
Койвисто придерживался точки зрения, что Финляндии не хватает людей даже для полноценного освоения имеющихся у неё земель, поэтому нечего и думать о новых территориальных приобретениях.
Крупнейшая газета Финляндии Helsingin Sanomat, финская государственная телерадиокомпания Yle периодически публикуют материалы, подобные Сеппиненовскому, и смотрят, какой будет реакция аудитории.
Энтузиазма не наблюдается.
Большинство граждан высказывается скептически: дескать, если бы удалось забрать эти территории при Хрущёве, до середины 60-х годов, да ещё желательно без русскоязычного населения – тогда да, это имело смысл.
Но потом шанс уже был упущен, и возврат Карелии означал бы большие проблемы,
«потому что Финляндия в довесок получит значительное русское меньшинство, чьи интересы, конечно же, будут защищаться Кремлём. Кроме того, реконструкция региона обойдется в миллиарды евро. А территория Финляндии и так огромна для её нынешнего населения, экономически слабые и малонаселенные районы требуют большой поддержки со стороны налогоплательщиков, чтобы держаться на плаву»,– замечает один из комментаторов.
Тем не менее, хватает и воинственных мнений:
«Я уверен в двух вещах: в том, что когда-то мы все умрем, и в том, что однажды Карелия вновь станет частью Финляндии». (автор этого высказывания – бывший командующий ВВС Финляндии генерал-лейтенант Рауно Мериё).
В июле 2019 года бывший зам главы МИД РФ Андрей Фёдоров подтвердил, что в начале 90-х российское руководство подумывало о передаче Карелии Финляндии. Речь шла о продаже.
Была сформирована рабочая группа, в которую вошли глава МИД России Андрей Козырев, сам Фёдоров, а также советник Ельцина Геннадий Бурбулис. Группа занималась составлением списка регионов с высоким риском роста националистических настроений и усиления экстремистских движений, выступающих за собственную автономию.
В число таких регионов включили и Карелию. Фёдоров назвал и конкретную цену, за которую планировалось осуществить передачу региона Финляндии – 15 миллиардов долларов. Вопрос, по словам бывшего зам министра, оставался открытым вплоть до 1994 года, и лишь после этого российские власти решили развивать регион самостоятельно.
Геннадий Бурбулис (1945-2022), остававшийся в большой политике России до 2014 года, прокомментировал эти сведения Фёдорова так: «Никогда такого быть не могло».
Андрей Козырев (с 2012 года – уже постоянный житель Майами и гражданин Соединённых Штатов Америки), сказал о рассказе своего бывшего зама ещё жестче: «Это бред сивой кобылы».
⚡Сын Сталина, оскорбил аса и Героя Советского Союза, после чего тот застрелился- как такое возможно?
Бывший советник-посланник в Хельсинки Лев Паузин отказался комментировать рассказ о нём своего финского коллеги-дипломата.
Мауно Койвисто, пока был жив (он умер в 2017-м), несколько раз комментировал подобные публикации, заверяя соотечественников, что ни СССР, ни Россия никогда не обращались с предложением о пересмотре границ, и сами с такой инициативой не выступали. Да и глупо это было бы, ведь эти территории, как кстати и сама Финляндия, были в составе России ещё задолго до СССР, и уж тем более Ельцина и Горбачёва.
Но подобные публикации всё равно периодически продолжили забрасываться в финское информационное пространство.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, какая версия является правдивой?