© Копирование текста возможно лишь с письменного разрешения автора канала
Некоторые виды советских сервисных служб, вполне обыденные для человека эпохи 70-80-х гг., имели очень замысловатую историю развития. Так, например, в 30-е годы началась глобальная перестройка системы общественного питания.
Вызвано это было двойным фактором: с одной стороны - началась ликвидация открывшихся во время НЭПа частных ресторанов и кафе, а с другой -затянувшийся продовольственный кризис породил своеобразную иерархическую систему в сфере советского общепита.
Практика "ударных обедов"
Практически в каждом крупном городе в начале 30-х гг. существовали закрытые для широких масс столовые, меню которых напрямую зависело от пайковых норм той или иной социальной группы граждан. Именно это время можно считать началом зарождения советской практики стимулирования трудового энтузиазма путем распределения продуктовых благ.
Для передовиков производства, чьи достижения фиксировались в специальных книжках ударника, организовывались специальные столовые - это могли быть как отдельные помещения, так и просто стоящие особняком столы, отгороженные перегородками от остальных посетителей точки общепита.
Столовые для ударников изо всех сил делали похожими на ресторан: белые скатерти, чистые занавески на окнах, живые цветы на столах и, конечно же, особенное по составу меню, в котором присутствовали продукты, недоступные в те годы "простым смертным".
Конечно же, подобная практика не могла не вызвать всеобщего неодобрения и уж точно не способствовала росту трудового энтузиазма.
Первые советские фабрики-кухни
Индустриализация, ставшая основной задачей советского государства в те годы, требовала вовлечения в производственный процесс огромного количества рабочих. А такой приток могла обеспечить простая советская женщина, но только при том условии, если ее максимально освободят от бытовых обязанностей.
Фабрики-кухни, как абсолютно новая для советского быта форма общественного питания, были задуманы именно как мощное по своим возможностям средство освобождения женщины от "кухонного рабства". Самым первым фабрикам-кухням пришлось столкнуться с двумя огромными проблемами: нехваткой кадров и дефицитом продовольствия.
Большинство поваров, которые пришли работать в заведения нового формата, были "старой школы", с дореволюционными привычками приготовления еды. И необходимость готовить копеечные обеды из "малопригодных" на их взгляд, продуктов, всего два нередко вызывала профессиональные протесты.
Тем не менее, уже в первой половине 30-х гг. фабрики-кухни, открытые в Москве, Ленинграде, Минске, Ташкенте, Киеве, Баку и других крупных советских городах, производили более 50 000 обедов в день, доставляемых как на производства, так и по частным заказам. Конечно же, радикальной перестройки домашнего быта, как это планировалось, не вышло, но функционирование фабрик-кухонь, тем не менее, все же способствовало облегчению домашнего труда.
Особенно удачным оказалось производство полуфабрикатов, которое сначала существовало в формате эксперимента, а потом настолько прочно вошло в деятельность этих точек общепита, что сохранялось вплоть до развала СССР.
Еда приедет на дом сама
С отменой нормированного распределения на продукты питания стал изменяться и сам подход к еде: из средства насыщения она стала превращаться в источник удовольствия.
Начинают издаваться иллюстрированные кулинарные книги, публикуется красочная реклама деликатесов, открываются точки общественного питания, которые и по сей день вспоминаются с ностальгией (ленинградцы наверняка помнят вкус пирожных из "Норда", переименованного последствии в "Север"; а москвичи - кондитерские шедевры из кулинарии ресторана "Прага").
Но помимо этого начинает работу и сервис доставки продуктов на дом. Особое распространение он получил в послевоенные годы, ближе к началу-середине 50-х гг. Изначально существовало две формы обслуживания покупателей:
- доставка товаров повседневного спроса (бакалея, гастрономия, хлеб, молоко и т.д.), заказанных в магазинах, реализующих такую форму торговли и имеющих штат курьеров;
- доставка через стол заказов.
В более позднее время появилась и другая возможность, которая сегодня называется "забрать заказ самостоятельно из ПВЗ". Т.е. покупатель звонил в гастроном, оставлял список пожеланий на те или иные продукты, а во второй половине дня приходил в магазин и забирал упакованный сверток.
Конечно же, такая форма торговли практиковалась лишь в крупных городах, да и там к ней имелось немало нареканий: дозвониться до сервисной службы было непросто, далеко не все продукты имелись в наличии, некоторые позиции продавались с обязательной "нагрузкой", т.е. чтобы купить нужное, приходилось брать и что-то ненужное.
Ближе к началу 70-х, когда то и дело возникал дефицит разных товаров, доставочный сервис стал потихоньку сходить на нет, а столы заказов превратились в частично закрытую систему распределения продуктов. Да, они по-прежнему существовали при ряде крупных магазинов, но покупка деликатесов или чего-то крайне дефицитного для "человека с улицы" стала невозможной.
А у вас есть что вспомнить о советских продуктовых сервисах? Делитесь ими в комментариях, будет интересно!
*******************************************************************************
Тематическая группа канала ВКонтакте - добро пожаловать!
*********************************************************************************