Найти тему
diletant.media

Мифы Древней Греции: как их объясняли древние эллины

Оглавление

Греческие мифы казались античным мудрецам примитивными. Философ Платон, историк Геродот и другие пытались найти в их сюжетах рациональное зерно.

Классическая Греция: осмысление мифов

В 5−4 веках до н. э. многие эллины задумывались о том, что рассказывают их мифы и эпические предания. Их ум не удовлетворяли истории о полулюдях-полумонстрах, и они пытались истолковать свои предания без участия в них сверхъестественных сил. Легенды переосмысливали такие люди как один из первых историков Гекатей, Геродор Гераклейский, Геродот. В 4-м веке до н. э. свой вклад в переосмысление мифов внес автор «Всеобщей истории» Эфор.

Ио не была похищена Зевсом в облике быка, а, согласно Геродоту, была увезена финикийскими пиратами. Эфор развил этот сюжет, добавив, что царь Египта, которому привезли девушку, послал взамен отцу корову. Так и родился миф о превращении Ио в корову.

Чезаре Россетти, «Битва богов с гигантами». (Wikimedia Commons)

Гекатей объясняет происхождение мифа о псе Кербере тем, что на мысе Тенар (где якобы располагался вход в Аид) обитала змея, чей ядовитый укус был смертелен. По мнению Эфора, гиганты были не порождениями Земли, а дикарями-людоедами.

Диалоги Платона показывают, что критическое отношение к мифам было популярно в его время. Критики мифов не отрицали существование богов, но исключали их из тех сюжетов, которые они толковали.

Кони Диомеда: трактат о мифах Палефата

Логичным продолжением греческой критики мифа стал трактат Палефата «О невероятном». Загадкой остается личность его автора. Византийский словарь «Суда» знает четырех писателей с именем Палефат, хотя имя популярным не было. Это — псевдоним, означающий — «давно изреченное».

Скорее всего, автор трактата «О необычайном» был современником Аристотеля. В трактате 52 главы, но 7 из них отличаются по стилю и просто пересказывают мифы. Они есть не во всех рукописях, но попали в первое печатное издание Палефата.

Каждая из 45 глав имеет структуру — пересказ мифа, опровержение, объяснение. Иногда, по мнению Палефата, в основе мифа лежит историческое событие, искаженное людской памятью. Иногда — неправильно понятое слово. Например, рассказ о каменной статуе Ниобы превратился в людской памяти в сюжет о том, что она была превращена в камень.

-2

Гюстав Моро, «Диомед, пожираемый своими конями». (Wikimedia Commons)

В трактате Палефата чудовища становились людьми, чьи деяния исказила людская память. Так, Сфинга (Сфинкс) у него — не загадывающий загадки монстр, а брошенная жена основателя Фив Кадма Она засела на соседней горе и нападала на фиванцев из засад. Автор добавляет, что «засада» и «загадка» у фиванцев — одно слово.

Легенду о конях-людоедах царя Диомеда автор объясняет тем, что некий древний землевладелец растратил свое состояние на содержание дорогих, но бесполезных коней. Про него стали говорить, что кони его съели.

Медуза Горгона, Сирена и другие гетеры: трактат Гераклита

В I веке н. э. было создано еще одно сочинение с объяснением мифов. Это трактат «Опровержение или исцеление от мифов, переданных вопреки природе». Для краткости его называются просто — «О невероятном». Автором трактата называют филолога I века н. э. Гераклита, написавшего также «Гомеровские аллегории». Но возможно это разные авторы, потому что их сочинения не похожи по стилю.

В трактате Гераклита разобрано 39 сюжетов. 18 из них были в труде Палефата, но Гераклит почти всегда предлагает другие объяснения. Возможно, в руках у Гераклита была старая редакция труда его предшественника Палефата, где мифограф предлагал разные толкования одного и того же сюжета. Гераклит выбирал из них тот, который нравился ему.

Гераклит использовал при критике мифологических сюжетов те же принципы, что и предшественники. За историями о чудовищах он видел истории о разбойниках или воинах под грозными прозвищами. Иногда появление мифа он приписывает ошибке. Например, так он трактует историю о сестрах Фаэтона Гелиадах. По легенде, от скорби по брату они превратились в тополя. Согласно Гераклиту, девушки бросились в реку, а люди, двигаясь по течению реки за ними, увидели на берегу рощу тополей. Так они решили, что несчастные превратились в деревья.

-3

Джон Уотерхаус, «Сирена». (Wikimedia Commons)

Гидру Гераклит считал не монстром с 50 головами, а существом, окруженным множеством детенышей. Также и с Кербером — это просто свирепый зверь с двумя не менее свирепыми детенышами.

Самые яркие сюжеты «Исцеления от мифов» касаются чудовищ-женщин. Медуза Горгона, по мнению Гераклита, была красавицей, увидев которую мужчины словно каменели от ее красоты. В итоге она встретила Персея и потратила на него свои молодость и состояние, проще говоря — лишилась головы.

-4

Франсиско де Сурбаран, «Геркулес, сражающийся с Лернейской Гидрой». (Wikimedia Commons)

Гарпии были не крылатыми существами, похищавшими еду проклятого Финея, а стаей гетер, объедавших этого человека. Мужчины проматывали с ними свои богатства, после чего сирены уходили к другим.

Несколько толкований мифов Гераклита посвящены культурным героям. Так, Атлант, по мнению автора «Исцеления от мифов», был мудрецом, который все узнал о движениях небесных светил и переменах погоды. Поэтому об этом человеке говорили, что он несет в себе целый космос. А миф об Орфее, останавливавшем музыкой зверей, появился, когда этот человек своими словами призвал к благочестию дикарей, которые раньше не знали нравственности и законов.

Царь Мидас с ослиными ушами: «Повествования» Конона

В эпоху императора Августа греческий грамматик Конон написал еще один трактат с толкованием мифов — «Повествования». Конон посвятил свой труд царю Каппадокии Архелаю, правившему на рубеже I века до н. э. — I века н. э. Трактат Конона объединил изложение и толкование около 50 сюжетов мифов.

Писатель отбирал для своего сборника малоизвестные и локальные варианты мифов. Он находил сюжеты, которые позволяли связать миф с особенностями какой-то местности. В трех сюжетах он выбирает рационалистическое объяснение. Это истории о Мидасе, Кадме и Персее с Андромедой.

-5

Андреа Ваккара, «Царь Мидас». (Wikimedia Commons)

Конон толкует легенду об ослиных ушах Мидаса. Этот царь, по версии писателя, имел множество осведомителей, которые помогали ему поддерживать порядок в государстве. Отсюда появилась поговорка о длинных ушах Мидаса. Позже они в рассказах преобразились в ослиные уши.

Основатель Фив Кадм, согласно всем версиям мифа, был финикийцем. По мнению Конона, он был влиятельным человеком, которого финикийский царь послал в Европу основать форпост. Жителям Греции Кадм рассказал историю, что прибыл сюда в поисках похищенной Европы. Конон был не единственным — другие авторы его времени делали Кадма лидером военной экспедиции финикийцев в Элладу.

Миф о спартах (посеянных), людях, выросших из зубов убитого Кадмом Дракона, Конон толкует иначе. По его мнению, финикийцы победили беотийцев благодаря военным хитростям и доспехам, которых еще не знали в Греции. Поэтому беотийцы решили, что эти люди выросли из земли.

-6

Хуан Антонио де Фриас Эскаланте, «Андромеда». (Wikimedia Commons)

Морское чудовище Кетос из мифа об Андромеде Конон считает огромным кораблем, на котором похитили Андромеду. Проходивший мимо Персей услышал крики девушки, вмешался и перебил всех похитителей, которые, глядя на него, «окаменели от ужаса».

Так, эллины объясняли сверхъестественное в своих преданиях: искаженные слухи и буквально понятые метафоры. Но большинство критиков мифов были благочестивыми людьми и не отрицали существование богов.