Сегодня на нашем канале встреча с творчеством художника (живописца и графика), действительно, с необычной судьбой, своими перипетиями напоминающей многострадальную, но выкарабкивающуюся через передряги судьбу России. Речь пойдет о народном художнике России Евгении Ухналёве (1931-2015).
Это тот случай, когда повествование лучше начинать не с особенностей творчества художника, а с краткого изложения его биографии. Художник родился в Ленинграде в 1931 г. В детстве жил в блокадном Ленинграде, затем эвакуировался и после возвращения в родной город учился в Средней Художественной школе при Академии художеств. В 1948 году Евгений Ухналев в возрасте 17 лет по ложному обвинению в антигосударственной деятельности (его арестовали по 58-й ст. УК, обвинив в намерении сделать из Ленинграда подкоп под Мавзолей Ленина в Москве и организовать покушение на Сталина и приговорили к смертной казни, но позже ее заменили на 25 лет лагерей) был осужден и отправлен в Воркуту.
Все эти этапы: «Большой дом» (так в Питере издавна называют здание КГБ, сейчас ФСБ); «Кресты» (тюрьма, следственный изолятор), построенные из красного кирпича в форме крестов (кто не был в Питере, то хотя бы в телефильмах о буднях милиции-полиции не раз видел этот комплекс); дорога и железнодорожные вагоны до Воркуты, непосредственно отражены в творчестве художника. Особенно впечатляюще выглядит диптих «И это тоже Россия» и триптих на вагонную тему.
Художник после реабилитации возвратился в Ленинград в 1954 г. и несколько лет работал архитектором в проектных институтах города. Лишь в 70-е годы полностью переключился на станковую живопись и графику. Руководил архитектурным отделом Эрмитажа.
После освобождения в 1954 году вернулся в Ленинград и работал архитектором в различных проектных институтах. С 1967 по 1975 год возглавлял архитектурный отдел Эрмитажа, а после сотрудничал в издательствах, отдавая основное время занятиям станковой живописью и графикой. Первая выставка художника состоялась в 1980 году.
А уже в период современной истории новой России получил, можно сказать, высшее государственное признание, ибо стал автором эскизов следующих знаков:
Государственный герб Российской Федерации (принят 30 ноября 1993),
штандарт и знак (цепи) Президента Российской Федерации;
Знаки орденов Святого апостола Андрея Первозванного, «За заслуги перед Отечеством» и ордена Мужества;
Должностной знак Губернатора Санкт-Петербурга (с цепью);
Свидетельство Президента Российской Федерации о покровительстве государственному Эрмитажу;
Медали «В память 300-летия Санкт-Петербурга» и «В честь 60-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады» и др.
С 1992 г. он стал сотрудником Государственной герольдии при Президенте РФ. А как художник участвовал более, чем 40 выставках.
В работах художника проявились не только светлые, но и темные стороны нашего Великого города. А в заключение приведу два очень выразительных автопортрета художника:
На этом пока всё. Искренне Ваш, Михаил Лукин. Особо признателен тем, кто, знакомясь с публикациями, оставляет комментарии, ставит оценки (лайки), и, тем более, подписывается. Рекомендую вам также заглянуть в родственные каналы по живописи Галерея АRTist и «ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»
#культура #искусство #фотография