На 28 декабря нынешнего года запланирована премьера российского фантастического фильма "Сто лет тому вперед". Режиссер Александр Андрющенко. Авторы сценария Андрей Золотарев, Ксения Мирошник, Александр Андрющенко. В главных ролях Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн, Константин Хабенский, Виктория Исакова, Александр Петров, Федор Бондарчук и другие. В основе фильма лежит одноименный роман Кира Булычева и советский многосерийный фильм 1984 года "Гостья из будущего" режиссера Павла Арсенова.
На днях появился трейлер кинофильма "Сто лет тому вперед". Желающие могут легко его найти в Интернете. Я же хочу поговорить не только и не столько об этом фильме, ибо пока он не вышел, что либо определенное о нем сказать трудно, сколько об атмосфере, которая сгустилась - иного слова не подберу - вокруг этого проекта, начиная с того момента, когда о нем проговорился один из его будущих создателей. Хотелось бы сказать, что поклонники творчества Кира Булычева и Павла Арсенова встретили известие о запуске ремейка с доброжелательным любопытством, но увы, это не так. Презумпция невиновности - это не про нашу блогосферу.
Всякий, кто покусился на святое, будет обвинен во всех смертных грехах, включая перевод старушек через улицу на красный свет, растоптан, разорван и смешан с лагерной пылью. Обнаружить в сети хотя бы нейтральный отзыв на то, ЧТО ПОКА ЕЩЕ НИКТО НЕ ВИДЕЛ - это большая удача. Куда там! Лейтмотив большинства высказываний базируется на нескольких, как кажется их авторам, аксиомах: современное российское кино плохо по определению; нынешние киноделы могут только уродовать советскую классику; и ни при каких условиях вышесказанное измениться не может.
Справедливости ради, следует сказать, что доля истины в этих высказываниях есть, но я не собираюсь разбирать огрехи современного российского кино, пусть этим занимаются кинокритики. Скажу только, что будучи и сам весьма критично к нему настроен, некоторые фильмы и сериалы посмотрел с удовольствием. Да, советское кино имеет признанные шедевры мирового уровня, трудно переоценить то эстетическое наслаждение, которое доставляет их просмотр, но и у современного кино есть преимущества, взять хотя бы несравненно более высокий технический уровень съемок, а также - обработки изображения и звука.
Конечно, хотелось бы, чтобы сейчас снимали кино так же, как в СССР, но на современном техническом уровне, но это примерно тоже самое, что требовать от театра ставить спектакли как в античные времена: с хором, объясняющем происходящее на сцене, с актерами, ковыляющими на котурнах, но при этом, чтобы бог спускался не с помощью примитивной системы из тросов и блоков, а как-нибудь ультрасовременно. В качестве театрального эксперимента - пойдет, но вряд ли это станет общепринятой драматургической практикой. Как ни печально, но не вернуть уже простоватой наивности советских времен, веры в безусловно светлое будущее, как не вернуть своего детства.
Хотя авторы кинофильма "Сто лет тому вперед" и не скрывали своего желания снять современный ремейк советского телефильма "Гостья из будущего", но уже из доступных сейчас материалов видно, что в процессе работы над проектом они либо совсем отказались от этого намерения, либо пересмотрели его кардинально. Вот что гласи официальная аннотация: "Они живут в разных мирах. Коля Герасимов — в сегодняшней Москве, Алиса Селезнёва — на сто лет позже. Коля любит видеоигры, пишет рэп и тусуется с друзьями. Он совсем не думает о будущем. Алиса знает все об инопланетной фауне, боевых искусствах и истории галактики. Ее не отпускает прошлое: в далекой битве между землянами и космическими пиратами погибла мама. Однажды зло, потерпевшее поражение, захочет вернуться, и все миры перемешаются. Коля и Алиса встретятся, и от этой встречи будет зависеть судьба нашей Вселенной..."
То есть, сюжет кинофильма Александра Андрющенко не имеет ничего общего с пятисерийным телефильмом Павла Арсенова. Фактически создатели "Сто лет тому вперед" услышали пожелание аудитории "не трогать грязными лапами замечательное кино нашего детства". Правда, от чудесной музыки Евгения Крылатова отказаться они не смогли, ну так по-моему, это и к лучшему. Как хотите, но лично я жду премьеры этого фильма. Потому хотя бы, что уже тогда, в 1984 году, мне было обидно, что будущее в "Гостье из будущего" показано таким фанерным, что космические пираты вовсе не страшны, чтобы там ни уверял милашка Весельчак У, в исполнении великолепного Вячеслава Невинного. При этом завышенных ожиданий у меня нет, но если современная экранизация "Сто лет тому вперед" привлечет к творчеству Кира Булычева нынешних детей, я буду доволен.