5
Когда Даша проснулась, Аня уже хлопотала у печки. Из своей каморки вышел Волков.
– Ты уже и воды успела, Анюта, принести, – одобрительно сказал он.
– И умывальник я наполнила.
– Молодец!
Он прошел к умывальнику. Как Даше объяснили, снаружи его не прибили из-за гнуса. Над ним висело зеркало. Юля и Оксана тоже поднялись и, полуодетые, стали в очередь к умывальнику. Как успела заметить Даша, они, в отличие от Иры и Ани, Волкова совсем не стеснялись.
За завтраком Даша почувствовала, что она должна что-то спросить. Она же вроде пришла сюда учиться истине. Кроме того, сказывалась профессиональная привычка задавать вопросы. Она подняла глаза на Волкова.
– Учитель! – Даша с трудом выдавила из себя это слово. Было для нее что-то унизительное в таком обращении. Но иначе было нельзя. – Есть ли жизнь после смерти?
Волков отложил ложку, произнес серьезно и веско:
– Нет. Есть два подобия бессмертия: дети и творчество. Бессмертия души нет. Вера в загробную жизнь возникла от страха перед смертью. Смерть всегда казалась людям ужасной и чудовищно несправедливой. Действительно: живет человек, живет со своими чувствами, мыслями, замыслами, воспоминаниями. И вдруг его нет. И никогда – никогда! – не будет. Люди не могли смириться с этим, поэтому и придумали потусторонний мир.
– А как вы относитесь к Порфирию Иванову?
Оксана покосилась на нее.
– Да дай ты Учителю спокойно поесть.
– Ничего, я люблю, когда спрашивают. Он, конечно, вызывает интерес и симпатию. Его призывы любить людей, вести здоровый образ жизни привлекают. Но прежде чем учить жить, нужно усвоить высшие достижения человеческого духа. Нельзя учить истине, не зная Льва Толстого, Достоевского, Бетховена. Микеланджело, не имея представления об устройстве макро- и микромира. Печально, что образованные люди приезжали учиться у этого полуграмотного человека. В этом – вечное неуважение русской интеллигенции к самой себе. То, что он называл себя Богом Земли – отталкивает.
– А кого вы считаете интеллигентами? Настоящими интеллигентами?
– Настоящий интеллигент – это человек, который прочитал в детстве и юности много хороших книг.
– А совок-то на месте! – удивилась Ира. Действительно, возле печи лежал совок. – Кто его нашел? – Все молчали.
– Огород надо полить, – сказала после завтрака Ира. – Семеныч каждый день его поливает.
За водой пошли Юля и Даша.
– Лес застыл без печали и шума. Виснет темь, как платок, за сосной, – продекламировала Юля с неуместным надрывом. – Есенин.
Они пришли к ручью.
– Скоро черника поспеет, и бабки из Климовки сюда потянутся, – сказала Юля.
- Говорят, на этом неплохо заработать можно. В Климовке работы нет. Кто как может зарабатывает. Молодые уехали. Шпана, в основном, осталась.
Они наполнили ведра. Юля разулась, стала мыть ноги. Даша воспользовалась случаем и пошла к поваленным соснам. Совка не было. Осколков тоже. Ямка была засыпана. Юля уже звала ее. Она пошла назад.
На обед Аня сварила борщ. Ели здесь четыре раза. Кроме завтрака, обеда и ужина было еще чаепитие после лекции, на которое приглашали и пришедших послушать.
После обеда Волков ушел к себе. Застучала пишущая машинка. Он печатал до самой лекции.
Сегодня Валера пришел не один. С ним зашли двое юношей. Они Даше сразу не понравились.
– Шпана климовская, – шепнула Даше Юля.
Валера со смущенным и виноватым видом развел слегка руками.
– Вот тоже захотели послушать.
– И послушать пришли, и как эти… как парламентарии, – сказал один, маленький и вертлявый, с длинным крючковатым носом. Губы его постоянно кривились в недоброй ухмылке, а в глазах горел недобрый задор. Он подошел к Юле. – Серега просил передать: ты можешь вернуться.
Юля рассмеялась коротким довольным смехом. Но тоном сказала презрительным:
– И это все? – Она горделиво вскинула голову. –Если хочет, чтобы я вернулась, пусть сам попросит. Так ему, Колян, и скажи, – И снова засмеялась.
Второй, высокий, сутулый, лопоухий, с длинными болтающимися руками, уставился на Аню тусклыми глазами и грубо произнес:
– Жора, короче, сказал: ты от него и здесь не спрячешься. Короче, все равно его будешь.
– Никогда, – опустив длинные темные ресницы, тихо произнесла Аня.
Все сели за стол.
Вышел Волков ровно в три. Опять в костюме и галстуке. Он сел на свое место, оглядел всех. Даша включила украдкой диктофон.
– Поговорим сегодня об истине. Нет выше цели, чем постичь истину.
Валера записал. Это вызвало у Коляна громкий смех. Лопоухий тупо ухмыльнулся. Девушки зашикали. Волков ждал.
– И как же ее постигать? – успокоившись, весело поинтересовался Колян.
– Человек должен постигать истину самостоятельно. Слепо принимать чужую истину нельзя. Но необходимо, конечно, быть знакомым с достижениями человечества в постижении истины.
– Чтобы велосипед не изобретать, – вставила Юля.
– Совершенно верно, Юля!
– Пиши, пиши, – толкнул Колян локтем Валеру. И снова хохотнул.
Волков быстро встал, нервно прошелся два раза по комнате, затем, взяв, видимо, себя в руки, опять сел.
–Приступая к поискам истины, надо решительно отмести все, что уводит от нее. Это всякие псевдонаучные учения: астрология, ясновидение...
– Про ясновидение это вы не в тему, Профессор, – сказал Колян. –В Желтом Яре бабка есть ясновидящая.
– Ясновидения не существует. Сейчас так называемых ясновидящих даже привлекают для раскрытия преступлений! Это не только глупо, это опасно. Ясновидящие могут указать на невинного человека.
– Та бабка не ошибается…
– Да хватит уже, – прошипела Оксана.
– Над человеком, решившим познать истину, не должны довлеть никакие догмы. Процесс постижения истины включает в себя сомнение во всем, во всех утверждениях. И если я изначально не имею права сомневаться в каких-то утверждениях, то истина, которую я найду, будет неполной, ущербной.
– А вы что не записываете, девочки? –ерничал Колян. Его лицо постоянно выражало какую-то работу мысли, словно он соображал, какую еще пакость совершить. – На свою девичью память надеетесь?
Волков посмотрел на Коляна.
– Вы же обещали, – тихо сказал своим спутникам Валера.
– Ты не вякай. Пиши!
– Вы мешаете, – сказал Волков.
– Да мы слушаем, профессор… Постигание истины… Дальше!
Волков заговорил после долгой паузы.
– Поэтому трудно постигать истину верующему. Как, между прочим, и коммунисту. Ведь советская идеология, несмотря на ее атеизм, – это та же религия, со своими догмами и богами…
Колян толкнул локтем дружка и мотнул головой в сторону Валеры.
– Во строчит-старается!
– Да замолчишь ты? – не выдержала Оксана.
– А ты что такая размалеванная? – повернулся Колян к ней. – Как настоящая… – Не договорив, он осклабился.
– Как проститутка, короче, – брякнул лопоухий.
– Уходите! – сказал Волков.
– А если мы не уйдем? – Колян нагло посмотрел на него.
Волков хотел встать, однако сдержался. Он молча и напряженно ждал. Девушки, Даша тоже, в один голос стали требовать, чтобы они ушли.
Со стороны огорода послышались шаги, голоса, и в избу вошли два туриста с огромными рюкзаками. Даша обмерла. Она сразу узнала одного из гостей. Это был Скворцов, студент из Красноярска, которому все пророчили блестящую научную карьеру. Она как-то брала у него интервью.
– В последний день своего турпохода, – затараторил второй, тоже видимо студент, спортивного телосложения, рыжий и веснушчатый, – решили завернуть к вам. Узнать истину, так сказать. – В голосе его слышалась легкая ирония. Скворцов молча приглядывался к Даше.
Волков пригласил их сесть. Рюкзаки они поставили у входа.
– Вы вот этих помогите выпроводить, – обратилась к ним Оксана. – Учителю мешают.
Рыжий оценивающе оглядел Коляна и лопоухого.
– Это можно, – весело проговорил он. –Вспомню свою тэквандовскую юность.
Те встали.
– Еще увидимся! – недобрым тоном заверил Колян. Они ушли.
Не прошло и минуты, как появился новый посетитель.
6
Это был скромно одетый молодой человек с умным и строгим лицом. Он зорко оглядел присутствующих, осуждающе посмотрел на размалеванное лицо Оксаны, на ее мини-юбку, прочитал надпись на стене.
– Учеников ваших сейчас встретил. Дерзкие!
– Это не ученики, – сказала Ира. – Это хулиганы местные.
– Отец Петр. Дьякон желтоярской церкви, – представился он. – Пришел посмотреть, послушать. И несколько вопросов у меня имеется…
Его усадили. Волков продолжил лекцию.
– Истину ищите, опираясь на свой неповторимый опыт, прислушиваясь к своей интуиции.
Скворцов вдруг тряхнул своими вихрами, торчавшими во все стороны.
– По-моему, я вас где-то видел, – тихо сказал он Даше. Кажется, его интересовало только это.
Она похолодела.
– Не думаю. Наверно вы меня с кем - то спутали.
– Ближе всего к истине люди, сочетающие в себе мыслителя и художника, – продолжал Волков. –Некоторые, задавшись целью познать истину – начинают читать только философские книги, причем все подряд, без системы и выбора. Это неверный путь. Философию надо изучать осторожно. Сколько людей, недостаточно образованных, неподготовленных, без твердых устоев, помешалось на этом. Если человек начинает заниматься философией, он рискует, во-первых, оторваться от реальности…
Скворцов улыбнулся Даше:
– Вспомнил, где мы встречались! В прошлом году вы…
Даша умоляюще посмотрела на него и, едва заметно, отрицательно помотала головой.
Вопреки ее ожиданиям он сразу все понял. Смутился. Пробормотал:
– Нет, я, кажется, обознался.
И еще один человек заметил ее знаки: Оксана буквально впилась в нее глазами, подозрительными, враждебными.
– Во-вторых, утратить цельность восприятия мира. В-третьих, иссушить сердце.
– При этих словах Скворцов с любопытством посмотрел на оратора. –А истина познается прежде всего сердцем. Самая стройная и законченная философская система ничего не стоит, если она создана без участия сердца. Эйнштейн не зря говорил, что Достоевский дает ему больше, чем Гаусс. – Скворцов слушал с растущим интересом. Волков повернулся к девушкам. – Гаусс – это великий математик.
– Ну что ж, мы, пожалуй, пойдем, – весело заметил рыжий. – Спасибо, просветили.
– Сейчас, Сема, – сказал Скворцов и первый раз обратился к Волкову: – А что вы думаете об эволюции? –Тот задумался. – Как вы относитесь к утверждению, – продолжал Скворцов, не дождавшись ответа, – что эволюция – это завоевание духом материи. Сначала дух и материя существовали отдельно. Потом дух вселился в органическую материю. Это человек. Потом в неорганическую. Это нейрокомпьютер.
– Это его утверждение, – ткнул рыжий пальцем в сторону Скворцова.
– Интересная мысль. – Волков немного помолчал. – Но дух без материи не существовал. Любая наша мысль имеет материальную основу. Это цепочка электрохимических реакций в нашем мозгу.
– Всего лишь цепочка реакций? – впервые вступил в разговор дьякон. Его тон как бы говорил: «Разве вы сами не чувствуете, какую нелепость сказали?»
– Да. Но разве, зная это, мы должны меньше восхищаться мощью человеческого разума? Чувства совести, милосердия, любви развились в нас в результате эволюции, в результате жизни наших предков в первобытном стаде. Но разве поэтому мы должны меньше ценить эти чувства? Материя, материальное происхождение наших мыслей и чувств их не принижает – человек в себе самом поднимает материю на новый уровень.
– Занятно, – строго произнес дьякон. – Но ведь эволюция – это планомерное, целенаправленное движение вперед. Кто же поставил перед жизнью эту цель?
– Самый трудный для атеиста вопрос. – Волков слегка сощурил глаза. – Я много лет над ним думал.
– Для атеиста это вопрос неразрешимый, – сказал дьякон.
– Для человеческого ума нет неразрешимых вопросов. Конечно, можно было бы отделаться какой-нибудь красивой фразой, например: «Посредством эволюции материя познает самое себя». Но сути это не объясняет…
– Не объясняет, – подтвердил отец Петр. – Кто тогда надоумил материю познавать саму себя?
– Попробую добраться до сути…Физические тела, от атомов до звезд, стремятся принять форму шара. Им, значит, так удобнее. Кто вложил в них это стремление? Никто. Это действуют фундаментальные физические законы. Живые существа, как и звезды, – это автономные системы, состоящие из элементарных частиц. Поэтому эти законы и в них действуют. Все, от амебы до человека, стремятся к тому же – удобнее устроиться в этом мире. Системы усложняются, совершенствуются (самая совершенная система– человек), но принцип остается тот же, такой же, как у звезды – лучше приспособиться. Это и есть цель эволюции. То есть, первопричина эволюции – те же физические законы, которые заставляют звезду принимать форму шара.
Дьякон покачала головой.
– Это не просто материализм. Это какой-то матерый материализм. Простите за тавтологию.
Рыжий посмотрел на своего товарища.
– На автобус опоздаем.
– Идем-идем, Сема. Последний вопрос. Считаете вы Гегеля великим философом?
Даша вспомнила, что и в том интервью Скворцов упоминал Гегеля.
– Считаю одним из величайших. Хотя каждый, наверно, кто брался его изучать, ощущал, как все в нем восстает против такой невероятно высокой степени абстрагирования. В середине девятнадцатого века два мыслителя попытались уйти от этого гегелевского абстрагирования, причем в противоположные стороны. Артур Шопенгауэр, предшественник философии жизни, – в сторону чувств; Огюст Конт, основатель позитивизма, – в сторону науки.
Студенты встали.
– Услышал кое-что для меня новое, – сказал Скворцов. – Послушал бы еще, но нам надо идти.
– Вы, короче, в деревню не заходите, – сказала Оксана. – А то эти отморозки реально дружков соберут. Они злопамятные.
– Пусть собирают, – хладнокровно заметил рыжий. – Впрочем, мы туда и не собирались заходить. – Он ушел с облегчением, словно выполнил скучную обязанность, Скворцов – с сожалением.
– Получается, вы атеистическую пропаганду среди молодежи проводите? – строго заговорил отец Петр. – У нас несколько молодых прихожан перестали церковь посещать. Оказалось, они к вам ходили.
Волков внимательно глядел на него и молчал.
– Коммунисты сколько лет атеизм насаждали, храмы разрушали. И вот результат. Люди погрязли в грехе, – убежденно говорил дьякон. –Кругом– преступность, разврат. Бездуховность. Это все от неверия. А молодежь особенно нуждается в вере. В воспитании. В духовности. Для нее же сейчас нет ничего святого…
– Есть лишь две святыни – истина и человеческая личность, – вставил Волков.
– А бог? – Дьякон покачал головой. – Все зло – от неверия и бездуховности, – повторил он.
Волков вдруг порывисто встал и заходил по избе.
– Это большое заблуждение – отождествлять веру и духовность, – горячо заговорил он. – Можно не верить в бога и быть высокодуховным человеком. Высокодуховным и высоконравственным…Разве мало было в истории этических мыслителей – язычников и атеистов… И нельзя быть по-настоящему духовным человеком, не зная творчества великих писателей, композиторов, художников, философов. Духовный человек – это человек, усвоивший высшие достижения человеческого духа. – Волков говорил с вдохновенным лицом и сверкающими глазами. Сейчас он было очень красив. – Совершенно согласен с вами, что молодежь надо воспитывать. Самое главное – воспитание. Но воспитывать ее нужно, приобщая к настоящей культуре, к настоящему, высокому искусству… Я уважаю чувства верующих. Верю, что Христос действительно существовал, проповедовал замечательное учение, основанное на любви. Осуждаю большевиков за уничтожение храмов, за преследование священников. Но в своем атеизме-то они были правы. Это их большая заслуга, что в советское время почти все были атеистами. Теперь быть атеистом не модно, даже как будто предосудительно. Многие коммунисты внезапно стали убежденными верующими!.. Конечно, если считать верой любовь к Христу как к прекрасному, высоконравственному человеку, то я тоже верующий. Если считать богом универсальный физический закон, которому подчинены все другие законы, тогда я тоже верю в бога. Но как можно верить в бога библейского? В двадцать первом веке, при таком уровне развития науки. Это выше моего понимания!
– Последнюю фразу всецело одобряю. Да, это выше нашего понимания. И не надо пытаться понять. Надо верить!
– Вера и постижение истины несовместимы. Если человек глубоко проникнется представлением о том, как устроен мир, осознает бесконечность пространства и времени, он верить не сможет. Солнце в сто тысяч раз больше Земли. А есть звезды в триста тысяч раз крупнее солнца. В нашей галактике миллиарды звезд, а во Вселенной миллиарды галактик. Представьте это себе! И все бесконечное пространство пронизано смертоносным космическим излучением. Где же здесь место для высшего существа, по образу которого создан человек, для рая, для душ умерших?
– Если бога нет, кто же тогда все создал? Кто создал человека, вложил в него душу? Будете утверждать, что он произошел от обезьяны?
– Конечно! Ученые это давно и неопровержимо доказали. Не верить в теорию Дарвина – это мракобе… это абсурдно. – Полминуты Волков ходил молча, смотря в пол. –Верующие пытаются непостижимые загадки природы объяснить существованием бога, то есть еще более непостижимой загадкой… Вера в бога возникла от страха первобытного человека перед непонятным и грозным окружающим миром, страхом перед смертью; от этого и вера в бессмертие души. Человек в своей слабости хочет, чтобы над ним была какая-то сила, которая защитит и поможет. – Он вдруг остановился, взглянул на отца Петра. – Впрочем, я ни в коем случае не пытаюсь навязать вам свое мнение. Я считаю, что убеждать верующих в том, что бога нет, – это верх бестактности.
– Тогда что же вы только что делали? – усмехнулся дьякон. –В бога не верите, а в вашей секте-то вы, наверно, как бог.
Волков нервно рассмеялся.
– Да какая же у нас секта! Секта– это страшно. Страшно уже само это деление на учителя, эдакого пророка, единственного носителя истины, полубога, и учеников, которые каждому его слову слепо, бездумно верят, беспрекословно ему подчиняются, преклоняются перед ним. Всякая секта состоит из людей, которые любят властвовать, и людей, которые любят подчиняться. А мы просто обмениваемся мыслями.
Валера, который все время что-то записывал, отложил ручку и непонимающим, недоуменным взглядом уставился на Волкова.
– Но говорите только вы, ученики ваши только слушают, – заметил отец Петр.
– Пусть и они лекции читают, если хотят. Я лишь рад буду.
– Значит, я не должен вам верить, Учитель? – как будто даже с обидой спросил Валера.
– Слепо не верь, Валера. Слепая вера – от робости души и лености ума. Надо следовать библейской заповеди: «Не сотвори себе кумира». Не признавайте никого выше себя, будь то гуру, вождь, бог. Для человека унизительно признавать какое-либо существо выше себя. Каждый человек – это целый мир. Ничего не принимайте на веру. Берите от других то, что не противоречит вашему здравому смыслу, вашему видению мира, вашей сути. Истину ищите самостоятельно. Ни перед кем не преклоняйтесь. Слепое преклонение порождает Пол Потов. Ни за что на свете не теряйте своей духовной свободы. Если чувствуете, что вас хотят духовно поработить – тут же порывайте с такими людьми.
– Гордыня вас обуяла, – сурово произнес дьякон, вставая из-за стола. – Дьявольская гордыня. – Он ушел с недовольным видом, бросив на прощанье: – Люди говорят, плохие дела у вас тут творятся. Не зря видно говорят…
Валера ушел вместе с ним.
– Слишком уж вы горячий для философа, Учитель, – заметила с улыбкой Даша.
– Может быть… Да, большинство мыслителей призывало к достижению состояния безмятежного, бесстрастного созерцания. Древние греки называли такое состояние атараксией, индусы называют нирваной. Но это состояние бесплодно. Все великое создается со страстью.
Волков удалился к себе. И тут же выглянул из каморки со словами:
– Моя горячность не дает мне оторваться от реальности. – И скрылся снова.
– А Жора – это кто? – поинтересовалась Даша.
– Старший брат Толяна, лопоухого вот этого, – пояснила Юля.
– Главный отморозок, – добавила Аня.
– Животное. Шрек, только злой, – продолжала Юля. – Если что-то не по нему – кулачищи свои сразу в ход пускает. Он только с Сергеем считается. Его и взрослые мужики побаиваются. К девушкам вечно пристает.
Продолжение следует...
Автор: Nolletoff
Источник: https://litclubbs.ru/articles/24118-uchitel-zhizni.html
Содержание:
Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь, ставьте лайк и комментируйте!
Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.
Читайте также: