В России есть закон, по которому водитель автомобиля должен заплатить штраф, если сбил лося. Этот закон традиционно вызывает недоумение у многих автолюбителей. Как правило, столкновение с лосем заканчивается плачевно не только для животного, но и для автомобиля, а часто травмы получают и водитель с пассажиром. А тут еще штраф. Но оказалось, что платить должны и РЖД.
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520today.ru.
Как следует из сообщения Пермской транспортной прокуратуры, в апреле РЖД заплатили 240 тысяч рублей за трех сбитых лосей на Свердловской железной дороге.
«В соответствии с действующим законодательством владельцы транспортных средств и организации, эксплуатирующие магистрали, обязаны принимать меры по предотвращению гибели объектов животного мира и возмещению ущерба», – говорится в сообщении прокуратуры.
Как объясняют юристы, если лося сбил автомобилист, ему стоит вызвать ГИБДД и оформить официально ДТП. Тогда расходы по выплате штрафа можно переложить на страховую компанию.
«Тарифы» за сбитых животных – единые по всей России. Столько же, сколько за лося (80 тысяч рублей), придется заплатить за сибирского горного козла и овцебыка. Дороже «стоит» сибирский баран – 100 тысяч рублей, еще дороже – 180 тысяч рублей – за гибрид зубра с бизоном. Все остальные животные – дешевле. Олень – в зависимости от вида – от 60 до 70 тысяч рублей, медведь – 60 тысяч рублей, кабан – и вовсе 30 тысяч.
Логика законодателя такова: автомобиль – это источник повышенной опасности, и его владелец ответственен за любой вред, который причинил этот источник. Весь животный мир принадлежит государству, так что автовладелец должен государству компенсацию.
Но если хоть какая-то маломальская логика может присутствовать в истории с авто – водитель был невнимателен, сбил лося и должен за это ответить, то в случае с поездом логики нет никакой. Машинист при всем желании не может остановить поезд, а звери очень часто не боятся локомотивов.
На этом недавнем видео заснято, как лось вышел на ж/д пути перед поездом в Якутии и отказывался его пропускать.
На втором видео помощник машиниста – также в Якутии – разгоняет стадо оленей, которые упорно не хотели уступать поезду дорогу. Второе видео стало вирусным, так что его даже комментировал перевозчик, сообщив, что из-за животных пассажирский поезд на полчаса выбился из графика.
«С автомобилем на переезде машинист не виноват, а с лосем виноват»
Когда мы опубликовали новость про лосей у себя в телеграм-канале, читатели в комментариях высказались о необоснованности этого закона.
«Никогда не понимал этого закона. Едешь по загородной дороге с разрешенной скоростью, а на тебя вдруг из леса не глядя выбегает полтора-два центнера парнокопытного мяса… И ты при всем своем желании не успеваешь ничего сделать… Машина разбита, водитель и пассажиры травмированы, а ты ещё должен за это штраф заплатить… Причем, семья этого парнокопытного этих денег не увидит»;
«А локомотиву тормозить намного дольше и тяжелее. Получается, при столкновении с автомобилем на переезде машинист не виноват, если не мог успеть затормозить. А если с лосем, то виноват»;
«Несколько лет назад по ж/д чатам и корпоративной почте гуляло вирусное видео и копия объяснительной машиниста: по путям перед пассажирским поездом медленно и долго шел верблюд. Где-то в районе Аксарайской на Приволжской дороге. История умалчивает, чей был верблюд – наш или казахский. Уступать дорогу животина не собиралась, а поезд в итоге опоздал».
Но выход, кажется, есть. Один из подписчиков предлагает оградить железную дорогу.
«Отделять железнодорожные пути от остального пространства непрерывным забором, а чтобы дикие животные могли свободно безопасно перемещаться, оборудовать специальные надземные переходы над путями. Это нормальная практика для нормальных современных государств», – пишет подписчик.
«На тысячи километров? Хороший контракт для кого-нибудь», – иронично замечает другой читатель.