Мне всегда хотелось побывать на озере в горах, да так чтобы в его водной глади отражались острые пики гор как на красивых картинках из интернета. Прочитав кучу отчетов здесь на драйве, пересмотрев много информации на просторах сети мы вдохновились на поездку на одно из таких озер под названием Туманлы-Кель или Туманное озеро. Путь сюда начинается в 8 километрах от Домбая, в месте слияния горных рек Гоначхир и Аманауз (43.332820, 41.671680).
От развилки ведет дорога через Клухорский перевал, которую построили еще в царские времена в 1903 году. А в 1947-м сюда проложили асфальт — это часть Военно-Сухумской дороги, которая соединяла Ставропольский край с Абхазией. После вооруженного конфликта 1992 года дорогу закрыли, и пересечь границу по ней сейчас нельзя. Дорога тянется извилистой лентой вдоль пенящейся в каньоне справа реки Гоначхир, слева над ней возвышаются скалистые горы.
Это самый легкий туристический маршрут из Домбая и Теберды по Тебердинскому заповеднику. Весь маршрут можно проделать на легковой машине. До озера Туманлы-Кель ведет хорошая асфальтированная дорога. Проникая в густой сосновый лес, она выводит к поляне, где находится кордон Тебердинского заповедника. Вход на территорию платный – 200 рублей с человека. Пропускной пункт работает с 9.00 до 17.00.
И я снова буду петь дифирамбы местному населению, во всяком случае мне только такие встречались. У нас не было мелкой наличности, а Билайн на телефоне не ловил сеть. На КПП заповедника дяденька-охранник пропустил нас просто так, говоря лишь: "Потом на телефон переведете, как связь появится, я верю вашим словам". Такого доверия я не ожидала и было очень приятно. Пол дороги я пыталась перевести ему на сбер онлайн, на указанный номер, но его карта не находилась в системе. Уже позже я поняла, что он имел в виду просто пополнить телефон :)
Как только мы попали на военно-сухумскую дорогу, наши рты перестали закрываться — настолько здесь живописно, да еще и погода стояла просто волшебная. Солнце припекало, правее от нас шумела и искрилась в лучах быстрая река Гоначхир, склоны гор покрывали золотые кроны заповедного леса. Ранним утром ехать по такой дороге одно удовольствие, кроме нашей машины никого больше не было. От того и у охранника на КПП не было сдачи с нашей тысячи, вероятно, мы были первыми посетителями заповедника.
Весь путь до озера мы любуемся красотой Гоначхирского ущелья и его голубыми далями и острыми пиками гор. Наконец, достигаем самого озера. И как же замечательно, что именно этим утром оно не оправдало своего туманного названия. Этим октябрьским утром небо было кристально чистым, а воздух прозрачным. Нам посчастливилось увидеть чудесную картину, когда могучие горы, словно в зеркале, отражаются в спокойной воде Туманлы-Кель.
Это было очень красивое и очень умиротворяющее зрелище. Людей, как мы и предполагали, на озере не оказалось. Возле озера есть беседки для отдыха и места для пикника, однако имейте ввиду, что костры в заповеднике разводить нельзя. Озеро довольно большое: длина – 275 метров, ширина – 120 метров, глубина от 4 до 20 метров. В нем можно купаться, но вода очень прохладная, поскольку оно питается водами таящих ледников.
Водоем находится прямо у дороги, далеко ходить не надо. С трассы можно наблюдать невероятные горные панорамы, среди них главные снежные вершины Клухорского района: Домбай-Ельген, Гитче-Муруджу, Хакель, Чотчу. Осень в Домбае очень яркая, особенно в Гоначхирском ущелье, где много лиственных деревьев. Красноватые листья буков и жёлтые березы с осинами создают интереснейший осенний колорит.
Туманлы-Кель в народе еще называют Форелевым озером — как пишут в некоторых источниках, когда-то здесь занимались разведением этой рыбки, но дело не пошло из-за схода селей или лавин. Однако, форель здесь водится до сих пор, но ловить ее в заповеднике нельзя. Зато можно наслаждаться красотой окружающих видов.
Считается, что Туманлы-Кель — это все, что осталось от огромного древнего озера моренного происхождения. Возраст современного водоема оценивают примерно в две тысячи лет. Озеро окружают горы Домбая, на вершинах которых даже летом не тает снег. Вся эта картина отражается в прозрачной воде и от нее невозможно оторвать взгляд.
Кстати, современная военно-сухумская дорога проходит по исторической дороге, имевшей в средние века стратегическое значение. Она являлась частью "Турецкой тропы" и была важным военным и торговым маршрутом начиная еще с VIII века, а возможно и раньше. Местные гиды рассказывают, что она даже являлась частью великого Шелкового пути, но подтверждения этому нет.
Изначально когда подъезжаешь к озеру и смотришь на него с дороги, его вид не особенно впечатляет. Но стоит лишь отойти левее по тропе вокруг озера и немного забраться выше, как открывается настоящая магия и игра отражений. Так что не ленитесь и обязательно погуляйте вдоль берега для поисков наилучшего ракурса. Насладившись этим местом возвращаемся обратно, то и дело останавливаясь на фото-стопы.
Если бы время отпуска можно было бы растянуть, я бы обязательно поехала дальше вглубь Клухорского ущелья и прогулялась бы до озера Клухор например, даже пропуск от пограничников есть. Но, хорошего понемногу. И нам действительно нужно было двигаться дальше. Снова проезжая КПП объясняю охраннику, что не смогла перевести денежку и еще раз даю налик, уже без проблем получаю сдачу. За приятное общение дарю егерю магнитик родного города Воронеж с нашим символом — Котенком с улицы Лизюкова. В ответ мне радостно жмут руку, желают доброго пути и я вижу искренность и слезы в глазах мужчины. Это нереально трогает мое сердце и поднимает настроение.
Наше путешествие по Домбаю подходит к своему завершению, но на обратном пути мы останавливаемся в интересном месте с подвесным мостиком над рекой Теберда. Именно отсюда начинается один из красивейших маршрутов Домбая в сторону Бадукских озер (43.375523, 41.694342).
На дороге вам встретится указатель. На машине можно свернуть с трассы и припарковаться на стоянке перед подвесным мостом. Перейдя на другой берег и оплатив вход в заповедник на КПП, начинается маршрут к Бадукским озёрам. Прогулка по подвесному мосту сама по себе доставляет удовольствие, а какие с него открываются виды величественной реки Теберда! К сожалению, как я уже сказала, времени у нас уже не было, хотя я планировала посещение Бадукских озер. Но чтобы встать на маршрут, нужно быть на пропускном пункте до 11 утра, а вернуться до 17-00. Мы проезжали мимо уже ближе к полудню и все-равно бы не успели. Поэтому просто насладились красотой бирюзовой воды и пестрых гор.
Домбай еще раз поразил своими пейзажами, порадовал отличной и сухой погодой, показал все краски осени, накормил вкусной едой, познакомил с добрыми местными жителями. Но нам нужно двигаться дальше, впереди нас ждет еще одно приключение.
Мы держим путь на Кисловодск. Навигатор построил нам интересный маршрут через перевал Гум-Баши. Как оказалось, это направление является кратчайшей дорогой между Карачаевском и Кисловодском и одной из самых живописных на Кавказе. Если представится возможность, обязательно выбирайте этот путь, чтобы полюбоваться перевалом.
Дорога на перевал проходит через два аула — Нижняя Мара и Верхняя Мара. После Верхней Мары начинается серпантинный подъем на сам перевал Гум-Баши. Наверху есть смотровая площадка (43.776458, 42.185366), откуда видно обе стороны перевала. Высшая точка перевала Гум-Баши 2250 метров.
Перевал, безусловно, является одним из самых зрелищных мест Кавказа. Дорожка проходит узкой ленточкой и огорожена со всех сторон горами, а также хребтами скал, имеющих невероятные контуры. Отсюда открываются вид на Главный Кавказкий Хребет, бархатное плато Бийчесын и еще кое-что очень зрелищное. И вот здесь самое интересное — кроме открывающегося вида на Верхнюю Мару, именно здесь мы впервые смогли рассмотреть знаменитое гигантское мороженко Кавказа — белоснежный Эльбрус.
Эльбрус расположен в 52 км от смотровой площадки на Гум-Баши, поэтому на всем этом расстоянии должна быть безоблачная погода, чтобы рассмотреть Эльбрус во всей красе. В этой поездке нам просто невероятно везло с погодой, октябрь оказался солнечным и сухим. Снежного исполина было видно невооруженным взглядом. От увиденного испытываешь небольшую эйфорию, даже после заснеженных пиков Домбая и бархатных долин Архыза.
Сразу за перевалом расположено небольшое кафе, откуда открывается вид на гору Гумбаши, высота которой 2313 метров. Осенью эти виды напоминают скорее Дикий Запад с его прериями и желтыми скалами, ты словно и не на Кавказе. Порой горы имеют способность менять реальность и растягивать время.
Под влиянием процессов выветривания местные горы часто расчленяются на отдельные шпили, башни и пики, образуя скалы-бастионы самых фантастических форм. Здесь на перевале они достигают апогея, играя всевозможными цветами и фактурами.
Эти места достаточно популярны зимой, не зря недалеко от перевала на Скалистом хребте и плато Бийчесын расположился горнолыжный комплекс "Мара". И хоть склоны здесь не такие крутые, как в Домбае, зимой здесь тоже катаются на лыжах, санках и сноубордах, тем более что климат на Гум-Баши очень мягкий и солнечный.
Двигаемся дальше. Чем ближе к Кисловодску, тем более равнинной становится местность. Горы словно успокаиваясь, становятся ниже, их склоны более мягкие и поросли пушистыми деревьями. На альпийских лугах пасутся овцы и кони, а живописные скалы нависают над дорогой, по которой неспешно едет наш Слон.
Те эмоции и впечатления, которые нам подарил своими живописными видами этот перевал, невозможно сравнить больше ни с какими другими ощущениями. Поэтому хоть раз в жизни стоит посетить склоны Гумбаши, тем более что добраться сюда не составляет никакого труда.
Сегодня мы увидели столько красоты, но все-равно во мне постоянно присутствовало ощущение новизны и интереса, меня не прекращала удивлять такая разная красота Кавказа, будь мы или на Домбае, или в Архызе или при подъезде к Эльбрусу.
К вечеру мы въезжаем в Кисловодск — уютный солнечный курорт. Город удобно расположился в межгорной долине на высоте 800-1050 метров над уровнем моря. Здесь никогда не бывает жарко, горный воздух делает прогулки по Кисловодску очень комфортными. Но об этом и еще об одном и самом долгожданном путешествии я расскажу в заключительной части своего рассказа. Не теряйтесь, друзья!