Приветствую всех на своём канале!
Сегодня продолжим рассуждать об истории отечественной авиации и коснёмся такой темы как авиация в Гражданской войне.
После начала войны, большая часть имевшихся на то время боевых самолётов, а так же складов и почти все авиазаводы. оказались в распоряжении красных. Белые конечно тоже не остались без самолётов, но собирать его приходилось с трудом. Некоторые самолёты перегоняли от красных сами лётчики, которые метались от одни к другим, какие-то удавалось захватить в бою. И конечно закупались у союзников. Было куплено около двухсот самолетов, но доставили их уже перед концом войны, когда переломить её ход они не могли. Поэтому в течении всей войны авиация красных авиация постоянно в разы превосходила белую.
Авиация во время Гражданской войны, как и во время Первой Мировой была вспомогательным родом войск, от которого мало что зависело на поле боя. Возможности самолетов тех лет были не велики, а техническое состояние оставляло, желало лучшего.
Несовершенство самолетов приводило к постоянному простою большего числа самолётов на земле. Так например в июле 1919 года в армии Деникина из 106 имевшихся самолетов, участвовать в боевых действиях могли только 20 штук, а в походе на Москву и вовсе 15. У большевиков ситуация была такой же, плюс к этому им не хватало лётчиков.
Из-за постоянных неисправностей, аварий, проблем с поставками запчастей и горючего, погоды (зимой практически не летали), общий налёт всех лётчиков одного авиаотряда будь то белогвардейский или красногвардейский составлял менее СТА часов в год.
Чем же занимались лётчики в Гражданскую войну, если имели исправный самолёт и хорошую погоду?
Важной задачей авиации того времени были обстрелы и бомбежка врага. Особого эффекта от этого конечно не было, но добиться устрашающего эффекта всё же удавалось. Стрельба производилась как говориться "на глаз", бомбометание тоже. В то время самолёты ещё не имели специальных бомболюков и производилось оно в ручную и с большой высоты.
Воздушные бои в Гражданскую войну были большой редкостью. Самолёты вооружённые пулемётами. И даже если бой завязывался, то заканчивался он израсходованием противниками патронов и уходами на свои аэродромы. По имеющимся данным, за всё время Гражданской войны было проведено 169 воздушных боёв в которых было сбито с обеих сторон 12 самолётов. Из них 9 сбили красные и 3 белые, плюс к этому два самолёта большевиков сбили англичане.
Основной же задачей авиации была разведка и агитация. В течение всей войны лётчики скидывали на головы противника в основном не бомбы, а пропагандистские материалы. Правда эффект от такого рода агитации был невысокий.
И всё же авиация не сыграла большой роли. В конце войны Врангеля оставалась около двадцати самолетов. Но отступая белогвардейцы предпочитали забирать с собой артиллерию, чем аэропланы. После побега оставшихся сил белых и падения Крыма, закончилась и авиация белой армии. Но начиналась история авиации красной армии, которая в дальнейшем внесёт огромный вклад в победу над Фашисткой Германией.
На сегодня всё. Всем спасибо за внимание, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал и до новых встреч!