В 30-е годы Советскому Союзу нужен был миф о женщинах, способных не только входить в горящие избы, но и делать наравне с мужчинами абсолютно все. В том числе покорять Арктику. Героиней советских передовичек стала Нина Демме из Костромы. Рассказываем, за что и как восхваляли эту женщину.
Миф о великой полярнице
В конце 20-х и начале 30-х годов в СССР активно придумывали мифологию новой страны: советским гражданам нужны были герои, на которых они могли бы равняться. Образы должны были быть яркими и запоминающимися, простыми и одновременно удивительными – все они так или иначе повествовали об обычных людях, которые совершали великие вещи. Самый известный пример – стахановцы, которые вырабатывали за смену до 650 тонн угля. Но шахты завораживали не так, как далекая и загадочная Арктика.
Долгое время среди героев-полярников женщин не было совсем – это плохо соотносилось с концепцией равноправия, которая была провозглашена в раннем СССР. Поэтому с 20–30-х годов, вместе с началом «периода мобилизации женщины как репродуктивной единицы и как рабочей силы на службу государству и партии», в Арктике появились женщины-исследовательницы.
Правда, первыми женщинами на Севере их было назвать сложно. Как ни странно, оба пола появились у Северного полюса практически одновременно. Еще в начале XVIII века, в 1733–1736 годах, дамы оказывались в экспедициях на Север. Так, участницей Второй Камчатской экспедиции была Татьяна Прончищева – жена руководителя отряда Василия Прончищева, который был одним из первых мореплавателей, прокладывавших маршрут в Северном Ледовитом океане.
Статус «жены полярника» приравнивался к своеобразной профессии. Позднее, когда инфраструктура полярных экспедиций стала более выверенной, в Москве начали проводить совещания семей полярников, первое из которых состоялось в 1936 году. Участвовали в них, конечно, жены: они инициировали обсуждения ресурсной оснащенности северных поселков. Обсуждали все – от подписки на газеты и культурного отдыха «в летнее время» до строительства детских садов.
Звучали и громкие лозунги с призывами раскрывать «таланты домашних хозяек на общественно-государственном поприще». В том же 1936 году появилась инициативная группа женщин – Совет жен, в который вошли несколько супруг работников Арктического института. «Совет жен никого подменять не должен… основное – чтобы жены вошли в нашу жизнь и стали помогать. Если бы получился какой-то угол, то это стало бы только мешать. Совет жен должен помогать всем существующим организациям», – приводит цитату старший научный сотрудник ААНИИ (Санкт-Петербург) Мария Емелина.
Это тоже было работой, просто закулисной. В Арктику женщины ездили реже, но все-таки они там были. Именно об этом писала американская журналистка Рут Грубер, которая издала книгу «Я была в Советской Арктике» по мотивам материалов для «Нью-Йорк геральд трибюн». О наблюдениях Рут, так никогда и не переведенных на русский, канадский исследователь Арктики Вильялмур Стефанссон говорил так: «В советских районах Арктики женщины выполняют функции капитанов, возглавляют сельские и городские управления, руководят крупными и небольшими научными станциями», но «их положение определяется не их полом, а их способностями».
Советский миф пытался поддерживать и тех женщин, которые ехали в Арктику, и тех, что предпочитали обустраивать быт и ждать мужей дома. Но одна исследовательница занимала исключительное место в мифологии СССР.
Дочь немецкого барона
«Собрала всех [собак], снова приколила, раскинула палатку, зашила Османа, вправив ему кишки, уложила на нарты и снова пустилась в путь… Через 11 дней Осман снова был в упряжке. Живучи собаки! Так же как и советский человек», – писала Нина Демме в своем арктическом дневнике. Она была самой известной советской женщиной-полярницей, часто ошибочно называемой первой. Впрочем, по числу экспедиций на Крайний Север она действительно занимала безусловное первое место.
Нина Демме родилась в семье зажиточной крестьянки Марии Рябцевой и обрусевшего немца Людвига Демме, который, по слухам, раньше носил дворянский титул и был бароном фон Меде. В любом случае к моменту рождения Нины он был католиком, осевшим в уездной Костроме и занимающимся разведением голубей. В советской прессе происхождение Нины описывали аккуратно – «крестьянская девица».
Нина восторженно встретила революцию, занималась агитацией на Южном Урале, а в первой половине 20-х поступила в Ленинградский географический институт. Едва окончив его, она отправилась в свою первую арктическую экспедицию на ледоколе «Седов» в 1929 году. Специалист-биолог работала под руководством одного из самых известных советских географов и математиков Отто Шмидта. Затем была зимовка на Земле Франца-Иосифа, где начальником был муж Нины, Иван Иванов.
«За рубежом, – писала Демме, – считали такой эксперимент рискованным, выдумывали всякие небылицы, создавали из этого сенсацию, а нам некогда было думать о необычности нашей зимовки, и вся шумиха, поднятая вокруг нас, только раздражала. Мы жили обычной жизнью советских людей, порой забывая, что на нас “смотрит мир”».
С мужем Нина развелась и уже самостоятельно отправилась на новую зимовку на архипелаг Северная Земля в качестве начальника экспедиции. Она должна была провести год с тремя мужчинами на острове с названием Домашний. «В Арктику приезжают не на гастроли; все те же люди из года в год едут на Север. И там жизнь как жизнь, с ее радостями и печалями, с ее неизбежными передрягами. “Его величество мужчина” возмущен: он не хочет, чтобы соседство женщины его “возбуждало”. Но ведь она едет на Север за тем же, за чем и он, – работать. Кто смеет ей в этом отказать?» – писали в очерке о Нине для журнала «Новый мир».
В итоге зимовщиков не смогли забрать из-за обстановки на море – они провели в одиночестве еще год. Один из участников экспедиции скончался от цинги и недоедания. Позже Нина стремилась отправляться на зимовки в одиночестве: «Рисковать – так только собой».
Демме получила ученую степень кандидата биологических наук за изучение арктических птиц гаг. Она одна жила на Новой Земле и проходила тысячи километров, меняя лодку на собачью упряжку или просто идя пешком по несуществующим до нее тропкам. Вернувшись из последней своей экспедиции уже после войны, Нина поселилась в Ленинграде и преподавала в ЛГУ. Она умерла в 1977 году, полузабытая на родине – сейчас в Костроме заново восстанавливают историю Нины Демме.
После Демме
Как пишут исследователи ААНИИ, единого нарратива о женщинах-полярницах так и не сложилось. Почему – неизвестно. Может быть, дело было в неоднородности героинь – их слишком разных характерах, ролях и образах.
Одновременно с Ниной Демме в Арктике работали еще несколько женщин. Большинство служили на арктических пароходах, где они были уборщицами, поварами и буфетчицами. Советские газеты называли их труд «самоотверженным» и отмечали преданность делу, женщин награждали орденами работников ГУСМП.
«В море и особенно в Арктике мне очень понравилось. Я буду работать здесь и в дальнейшем. Мы освоим северные моря так, чтобы в Арктике можно было плавать не хуже любого моря. Мы, советские полярники, сознаем всю огромную важность великой трассы Северного морского пути», – говорила уборщица Прудова. При этом должности в морском флоте девушки не занимали, хотя в других, не северных морях СССР уже были женщины-капитаны.
Впрочем, на знаменитом пароходе «Челюскин» в Арктику отплыло сразу десять женщин. Три из них занимались наукой – это были гидрохимик, ихтиолог и метеоролог. Потом, когда в 1934 году пароход зажало во льдах, вызволяла экипаж тоже женщина – радистка Людмила Шрадер. Возможно, именно история челюскинцев повлияла на то, что больше женщин стали идти именно в науку.
Образы девушек, выживающих на льдинах вместе с мужчинами, вдохновляли, но сильно отличались от того портрета полярницы, который создала Нина Демме. Поэтому и не сложилось единой истории о них. Впрочем, в истории российских женщин в Арктике главное не то, насколько целостным был советский миф, а работа каждой из исследовательниц, оказавшихся у Северного полюса. А самое главное в том, что Заполярье никогда не закрывалось для женщин, просто сегодня девушка на атомном ледоколе – важный, по-настоящему равный член команды.
Анастасия Никушина
Еще больше интересных фактов про Север читайте в нашем Телеграм-канале.