Нижний Новгород по обеспеченности торговыми площадями занял третье место среди городов России. Чтобы оценивать этот показатель, важно понимать, насколько эти площади заполнены, потому что в 2014 году или в коронавирусный период мы заходили в торговый центр и видели три-четыре действующих магазина на этаже, а все остальное было закрыто. Сейчас ситуация не такая грустная, но все же нельзя сказать, что используется сто процентов площадей.
Что касается удобства для жителей, то здесь нужно учитывать баланс между крупными форматами торговли и мелкими. Причем, не только магазинами «у дома», но и стихийными рыночками, ларечками и так далее. Большая часть таких торговых точек не учитывается в статистике.
С точки же зрения бизнеса, важен баланс между стоимостью торговых площадей – строительства или аренды – и покупательской активностью населения. Строить новые торговые центры выгодно, если они будут давать отдачу. Если же они будут пустовать или потребуется снижать арендную плату для не имеющих хорошей выручки арендаторов, то это никому не интересно.
Одной из причин роста торговых площадей в Нижнем Новгороде может быть «всплеск моды» у инвесторов. Инвестиционный процесс имеет циклический характер и, вероятно, мы сейчас находимся в фазе относительного бума, который здесь когда-то закончится, а в других регионах начнется.
Свое влияние на этот процесс оказывает и туристический поток: проезжающие через Нижний охотно расстаются с деньгами. Но чтобы оценить влияние этого фактора, нужно сравнивать нас с другими крупными туристическими центрами. Например, с Сочи, где отдыхающим приходится тратить немалые деньги – как там обстоит дело с торговыми площадями?
Надо ли гордиться, что обеспеченность по этому показателю у нас выше, чем в других регионах, не знаю. Важно, чтобы ожидания бизнеса были оправданы, но не в ущерб интересам населения. Некоторое время назад в Нижнем отмечалась проблема, которую условно можно определить как перетягивание каната между крупным бизнесом и мелкой розничной торговлей. Но сейчас, похоже, установился новый баланс и торговые сети не зажимают мелкую розницу.
Дмитрий Скворцов, экономический обозреватель