Найти тему
VACUUM FLY

Аэротруба: от истории возникновения до современности

Человек всегда мечтал о полетах, небе и обо всем, что с этим связано. Но для того, чтобы утолить жажду познания воздушного пространства не всегда хватало знаний и технического оснащения.

К истокам

В середине 1700-х годов, полные надежд авиаконструкторы поняли важный факт. Если они хотят построить самолет, который будет летать, им необходимо понять, как воздух движется по поверхности самолета. Инженеры наблюдали за птицами и пытались строить свои самолеты по образцу птичьего полета, но эта идея неизменно терпела неудачу. Полет птиц не предоставил нужных им данных.

Тогда они пришли к тому, что для получения необходимой информации у них два варианта: они могли перемещать свой испытательный самолет по воздуху с необходимой скоростью или могли обдувать неподвижную модель. Первый способ не увенчался успехом, поэтому экспериментаторы выбрали другую тактику — обдувание неподвижной модели воздухом — и начали искать надежный способ сделать это.

АТ как средство изменения обычной парадигмы

Результатом стала аэродинамическая труба: вместо неподвижного воздуха и объекта, движущегося через него со скоростью, тот же эффект будет получен, если бы объект стоял неподвижно, а воздух со скоростью двигался мимо него. Таким образом, стало возможно изучать летающий объект в действии и измерять воздействующие на него аэродинамические силы.

Фрэнсис Герберт Уэнхем был первым, кто спроектировал аэродинамическую трубу. Он был британским инженером-самоучкой и членом Совета Королевского авиационного общества Великобритании. Именно он убедил организацию собрать средства, необходимые для строительства аэродинамической трубы, которая была построена в 1871 году. Уэнхем сконструировал аппарат и первым его применил.

Это была труба более 3,5 м в длину и сечением 116 см2. Вентилятор, обдувавший модели, приводился в движение паровым двигателем.

труба Уэнхема
труба Уэнхема

Воздух мог двигаться с максимальной скоростью 64,4 км/ч. Однако, не все получилось сразу - у аппарата не было лопастей для направления потока, поэтому он был неустойчивый. Тем не менее, это дало важные результаты.

У нас на Родине исследованиями и проектированием аэродинамических труб тоже было кому заняться:

- в том же 1871 году капитан Российской армии В. А. Пашкевич, преподаватель Артиллерийской академии, построил первую в России АТ для определения аэродинамических характеристик артиллерийских снарядов.

- в 1897 году К. Э. Циолковский построил прототип аэродинамической трубы, использовав поток воздуха на выходе из центробежного вентилятора при поддержке Н. Е. Жуковского. АТ была спроектирована в Калуге, где проводились исследования моделей дирижаблей и самолетов в потоке, скорость которого была около 5 м/с.

воздуходувка Циолковского
воздуходувка Циолковского

- в 1902 году под руководством Н. Е. Жуковского при механическом кабинете Московского университета была сооружена первая в России аэродинамическая труба закрытого типа, в которой осевым вентилятором создавался воздушный поток со скоростью до 9 м/с.

В 1901 году братья Райт (США) разработали и использовали аэродинамическую трубу, которая сыграла важную роль в успехе первого летательного аппарата.

Модель братьев Райт
Модель братьев Райт

Первая аэродинамическая труба со свободной струёй в рабочей части была построена Гюставом Эйфелем, в Париже на Марсовом поле в 1909 году. Он провел около 4000 испытаний в своей аэродинамической трубе, и его систематические эксперименты установили новые стандарты для авиационных исследований.

С тех пор было построено великое множество аэротруб, от миниатюрных до гигантских. И в первую очередь аэродинамические исследования в АТ проводились разработчиками авиационной техники. Серьезно изучалась обтекаемость водных судов.

  • Интересный факт – первым наземным транспортным средством, которое продули в АТ, стал поезд в 1899 г.

Популярность аэродинамической трубы начала расти в 1943 году. Связано это с войной – в американском городе Дайтон, на одной из авиабаз, сконструировали новую трубу, в которой (в теории) можно было испытать свободный полет человеку. Она была оборудована винтом (6 метров в диаметре), который раскручивался до 874 оборотов за одну минуту. Предназначалась аэротруба для тестирования парашютов и самолетов.

Вертикальная аэродинамическая труба

Впервые человек взлетел в вертикальной аэродинамической трубе в 1964 году в штате Огайо. АТ была расположена на военно-воздушной базе Райт-Паттерсон, а ее первопроходец был парашютист с большим опытом и стажем – Джек Тиффани. Он участвовал в проведении испытаний парашютов и принял решение попробовать взлететь в воздух в трубе. Что ему и удалось!

Полет Джека Тиффани на военно-воздушной базе Райт-Паттерсон
Полет Джека Тиффани на военно-воздушной базе Райт-Паттерсон

Вертикальная аэродинамическая труба – это труба, в которой воздух движется вертикально вверх.

В частности, это позволяет имитировать свободное падение как при прыжке с парашютом, полет вертолета, штопор летательных аппаратов.

Вертикальная аэродинамическая труба закрытого типа
Вертикальная аэродинамическая труба закрытого типа
  • Сейчас подобные трубы используются в развлекательных целях, для тренировки спортсменов-парашютистов и подготовки военных. Труба часто рекламируются как отличное средство для тех, кто хочет попробовать прыжок с парашютом, но испытывает страх высоты.

Шло время, а аэродинамические трубы так и не завоевали мир. Лишь в 1981 году одному канадцу - Джину Гермейну - стало понятно, что скрывает за собой такое гениальное изобретение. Он отстроил аэродинамический тренажер, в котором можно было летать именно людям. Его комплекс и те, что появились в последствии стали применять для тренировки военных: здесь отрабатывали технику полета и боролись со страхами парашютисты и десантники, которым нужно было уметь прыгать с высоты.

Труба, в которой создавался мощный поток воздуха, давала абсолютно реалистичные ощущения падения с большой высоты. Так, аэротруба стала симулятором прыжков с парашютом и тренажером для тех, кто должен был научиться прыгать без страха.

  • Первая вертикальная аэродинамическая труба, построенная исключительно для коммерческого использования, открылась в 1982 году (Лас-Вегас, Невада).

Новая эпоха для аэродинамической трубы

Усовершенствованное изобретение нашло еще одно применение: в аэродинамической трубе было не просто безопасно, но и достаточно комфортно. В потоке воздуха парашютисты могли плавно подниматься и так же плавно опускаться. Оказалось, что точно так же могут летать все желающие: никакого риска и вреда для здоровья тренажер не несет.

Спустя еще четверть века полеты в аэротрубе приобрели всемирную известность. В 2006 году было организовано шоу Закрытия Зимних Олимпийских игр в итальянском городе Турине с использованием аэротрубы: подготовленные «летчики» поднимались в аэротрубе и соревновались в технике, выполняя акробатические трюки.

  • Олимпийские игры принести известность аэродинамическим трубам. И впоследствии этот тренажер стали устанавливать в крупнейших городах мира.

В 2014 году аэротрубные дисциплины были признаны «Международной федерацией астронавтики (FAI)». А в 2015 году в Испании состоялся первый официальный Чемпионат Мира в аэротрубе. В 2017 году Министерство спорта Российской Федерации официально признало аэротрубные дисциплины и включило их во Всероссийский реестр видов спорта.

Оказалось, что желающих полетать в трубе, не рискуя здоровьем, очень много. Поначалу, аэротруба была популярна среди спортсменов и тех, кто в силу работы обязан следить за здоровьем. А в 2010-х аэродинамические трубы получили спрос и в качестве аттракциона.

На сегодняшний день аэродинамические трубы установлены в крупных городах России. Сотни труб аналогичного типа расположились в Америке, Европе, Азии. А сам полет в аэротрубе испытали на себе миллионы людей со всего мира.

Спорт и труба

Для кого-то полет в аэротрубе – необычное развлечение, для других – настоящий спорт и увлечение, в которое можно окунуться с головой.

Поведение тела в потоке ВАТ очень похоже на поведение тела при достижении конечной скорости во время прыжка с парашютом. Появился даже новый термин «bodyflight», полет телом. Используя ноги, руки и все тело как рули, можно делать перемещения (транзиты), повороты, регулировать скорость падения. Точность и скорость выполнения имеет большое значение в парашютных видах спорта: групповой акробатике (RW), больших формациях и вертикальном FF.

Соревнования тоже могу проводиться в трубах и в этом есть плюсы:

- нет зависимости от погоды, от самолета и наличия кворума

- многие трубные инструкторы с большим налётом могут иметь малое количество прыжков с парашютом, и при этом выступать на профессиональном уровне

Устройство ВАТ

Аэродинамические трубы могут быть всасывающие и наддувные.

1. Всасывающие: в трубе устанавливается винт в верхней части, который всасывает воздух из трубы. Такие трубы сложны в изготовлении и используются лишь в профессиональных сферах.

2. Наддувные: винт устанавливается снизу и подает (наддувает) воздух вверх через сетку. Винт приводится в движение через редуктор, в зависимости от производительности, от электродвигателя или двигателя внутреннего сгорания. Достаточно просты в использовании и эксплуатации, мобильны и могут использоваться как аттракционы.

Наддувные аэротрубы бывают открытого и закрытого типа.

1. Открытые: нет верхней решетки, поэтому воздушный поток выходит на улицу.

Летающий человек сверху ничем не защищен от плохой погоды и температуры. Также есть трубы, в которых не используются боковые ограничения, и человек вылетевший из рабочей зоны воздушного потока падает на боковые маты. Это самый дешевый и небезопасный вид установок, поэтому подобные трубы могут работать лишь как аттракционы.

2. Закрытые: используют боковые ограничители, в виде прозрачных стенок, которые не дают вылететь человеку из рабочей зоны потока, а сверху решетками.

Высотой подъема человека в аэротрубе управляет оператор — добавляя или убирая мощность на двигателе, так что риск получить травму – минимален. Самые высокие трубы имеют высоту около 20 м. Большая площадь полетной зоны незаменима для профессиональных тренировок.

По мощности и размерам аэротрубы тоже отличаются.

1. Маломощные: рассчитаны на одновременное использование 1-2 человек, при этом вес одного человека не должен превышать 120 кг. Такие установки мобильны и легки в эксплуатации, обычно работают при помощи электродвигателей, установка в диаметре не превышает и 2 метров.

2. Мощные: установки способы поднять в воздух до 10 человек одновременно. Такие установки выполняются только в стационарном виде и в качестве двигателя используют двигатели внутреннего сгорания, работающие на дизельном топливе или бензине. Диаметр рабочей зоны у таких труб — более 5 метров.

Теперь мы немного разобрались в истории создания, видах и конструкции аэродинамических труб. И может подвести итоги.

Виды современных аэротруб:

- по назначению трубы можно уверенно разделить на промышленные и спортивные, развлекательные.

- по направлению воздушного потока, на горизонтальные и вертикальные.

- в зависимости от положения винтов на всасывающие и наддувные.

- по скорости потока – дозвуковые, сверхзвуковые и гиперзвуковые.

- открытого и закрытого типа.

- с замкнутым или открытым контуром.

- мобильные и стационарные.

- по габаритам и количеству одновременно тренирующихся спортсменов-парашютистов – от 1,8 м до 7 м в диаметре и от 1 до 8 соответственно.

Конструкции аэротруб:

- расположение вентилятора – он может находиться в верхней или нижней части трубы.

- размер полетной зоны – оборудование отличается высотой и диаметром.

- скорость воздушного потока – показатель зависит от мощности вентилятора аэротрубы.

Оборудование аэротрубы VACUUM

Аэротруба VACUUM произведена в России инженерами компании TORNADO (один из лидеров на российском рынке). Фирма много лет занимается проектированием и изготовлением мобильных, модульных и стационарных аэродинамических тренажёров. По своему назначению они могут использоваться для подготовки профессиональных парашютистов или как развлекательный аттракцион.

проект аэротрубы VACUUM
проект аэротрубы VACUUM

Проект нашей аэротрубы был изготовлен по техническому заданию, которое содержало следующие требования к комплексу:

- бесшумность;

- высокое качество потока;

- возможность оперативного и точного регулирования параметров потока;

- возможность круглогодичной и круглосуточной эксплуатации;

- комфортные условия тренировки при любых погодных условиях;

- комфортные условия для зрителей и ожидающих спортсменов при любых погодных условиях;

- инфраструктура (раздевалки, туалеты, кафе, магазин).

Мощность самого аэродинамического потока в аэротрубе легко регулируется. Оборудованием очень легко управлять.

The End

Аэродинамические трубы прошли огромный путь: от создания первого прототипа и долгих лет исследований до приобретения популярности по всему миру. Сейчас они доступны практически каждому желающему – тому, кто хочет попробовать развлекательных полет разово, так и профессиональному спортсмену.