Библейский канон или Канон книг Священного Писания - список книг Библии, признаваемых в иудаизме и различными конфессиями христианства богодухновенными и служащими первоисточниками и основаниями норм веры. Однако возникает вопрос: кто решил, каким книгам входить в собрание, которое мы называем «Библией»?
Канонизация - термин, которым назвали процесс, в ходе которого книги включались или исключались из состава Библии. Слово «канон» происходит от греческого kапоп. Буквальное значение этого слова «измерительная трость». «Канон» в древнегреческой культуре означал определенный стандарт или норму, с которой сравнивались все прочие вещи, либо совершенную архитектуру, формам которой должно следовать, либо безошибочный критерий, посредством которого можно было измерить все прочие вещи.
Позднее в христианском обиходе слово «канон» обрело значение авторитетного (канонического) списка библейских книг, как «правила», «образца» или «нормы» для веры и практики. Как таковой библейский «канон» - это образец боговдохновенного и Святого Писания, с которым должны сверяться христианское учение и практика. Поэтому книги, входящие в состав Библии, называются каноническими.
Слово «канон» встречается в Новом Завете четыре раза (Гал. 6:16, 2 Кор.10:13-16, Флп. 3:16). В послании к Галатам сказано: «Тем, которые поступают по сему правилу (канону), мир им и милость и Израилю Божию». Здесь и в других указанных текстах, слово «канон» употреблено в значении «правило», «норма», «мера» или «оценочный критерий», согласно которому оценивают и измеряют истину. «Канон» или «меру» определяет не Павел, они даны ему Богом. Начиная со второй половины II в. понятие «канон» использовалось в значении «критерий верности», которым Церковь определяла, что есть истина и что есть ложь. С IV в. слово «канон» стало использоваться применительно к списку книг, которые входили в авторитетные Писания. Таким образом, слово «канон» стало употребляться в христианстве в значении списка авторитетных документов, признанных Церковью как документы Божественного происхождения.
Хорошо известное Вестминстерское исповедание, или Вестминстерский символ веры, написанное в 1647 г. и являющееся одним из наиболее влиятельных символов веры кальвинизма, провозглашает в своем разделе о Писании: «Все шестьдесят шесть книг боговдохновенны, являются руководством веры и жизни».
Канонизация связана с рядом вопросов. Появилась ли Библия под водительством Святого Духа Библия в том виде, как она есть сегодня, либо, как заявляют некоторые, к выбору книг приложили руку определенные религиозные структуры? Является ли Библия порождением Церковных соборов? Почему в ранней христианской церкви к определённым книгам стали относиться как к священным и авторитетным? Являлась ли канонизация Библии процессом, продолжающимися в течение многих лет и даже столетий? Был ли Ветхий Завет сформирован в три различных этапа, как многие полагают, с тех самых пор, как иудаизм эпохи после Нового Завета предложил деление Ветхого Завета на три части?
Человеческий или Божественный фактор?
Что дает право библейским Писаниям обрести статус канона? Является ли Библия продуктом человеческих умозаключений, основанных на социокультурном окружении и исторических событиях прошлого, или авторитет Писания основан на уникальности природы Библии, на утверждающемся на своем собственном авторитете Слове Божьем? Являлся ли человеческий фактор, такой, как авторитет раввинов, епископов, соборов и церковного сообщества, «определяющим» в том, какие книги Библии принадлежат к канону?
Исторически протестантизм придерживался взгляда, что канонизация Библии (как Ветхого, так и Нового Завета) не являлась делом рук человеческих, но была совершена Духом Святым, при участии Которого и были созданы книги Библии. Благодаря своей боговдохновенности, наличию собственного, внутреннего авторитета библейские книги были признаны в качестве канонических. Божественная инспирация и являлась критерием признания того, что эти книги имеют свой, исходящий от них самих авторитет. Библейский авторитет основывается на боговдохновенности, а вместе с ним на боговдохновенности основывается и канон. Следовательно, Богом инспирированные произведения являлись каноническими изначально благодаря самой природе боговдохновенных документов. Таким образом, авторитет библейских книг, явленный в их боговдохновенности, служит главной причиной происхождения канона.
Глагол «признавать» (или «узнавать») по своему значению совершенно противоположен глаголу «определять». Глагол «признавать» утверждает сверхъестественное происхождение, природу и авторитет книг Библии как причину их канонического статуса. Однако глагол «определять» означает придание канону сугубо человеческого авторитета посредством религиозных, социологических и исторических сил. Библия была каноничной до того, как ее каноничность была признана каким-либо сообществом верующих. Сам Бог участвовал в создании библейских произведений через инспирированных Им пророков/апостолов. Поэтому только Бог наделяет Священное Писание статусом канона.
Библия не является следствием церковных соборов. Церковь не создавала канона, но пришла к признанию, принятию и подтверждению богодухновенности библейских текстов. Каноничность была основана не на человеческих постановлениях, но на Божественной инспирации: признание внутреннего авторитета предшествовало канонизации. Священные Писания основываются на внутреннем уникальном «пророческом» и «апостольском» авторитете. Священные книги были каноническими до того, как ее каноничность была признана каким-либо сообществом.
Так как Библия состоит из Ветхого и Нового Завета, рассмотрим вопрос канонизации двух частей Библии.
Канон Ветхого Завета
Кто решил, какие книги должны входить в состав Ветхого Завета? Согласно широко распространенному взгляду, ветхозаветный канон развивался в три этапа в течение длительного периода времени. Согласно данному взгляду Ветхий Завет имеет трехчастное деление. Утверждается, что «Закон» (Тора) был канонизирован первым. Затем последовала канонизация «Пророков» (Небиим), и, наконец, третьим шагом была канонизация Писаний (Кетубим = Хагиографа).
Однако трехэтапное развитие ветхозаветного канона совершенно гипотетично. Данная теория не имеет исторического подтверждения и не находит доказательств ни в Ветхом Завете, ни где-нибудь еще.
Есть основания утверждать, что канон развивался по мере того, как боговдохновенные книги выходили из-под пера их авторов. В тот момент, когда завершалось написание инспирированной книги, эта книга становилась каноничной. Концепция «расширяющегося канона», т. е. канона, объем которого увеличивается, не означает, что израильское общество по своей воле добавляло к канону Писания новые книги. Скорее картина выглядела так: когда инспирированные авторы библейских книг заканчивали свою работу, их боговдохновенные сочинения входили в канон благодаря своей внутренней каноничности, основанной на инспирации, и таким образом канон расширялся. Пророческие книги, такие как Пятикнижие, считались авторитетными с момента своего написания.
Книга Закона (Пятикнижие) считалась Божьим Словом с самого момента своего появления. Ряд библейских отрывков указывает на то, что Закон с самого начала свидетельствует о своём авторитете. Моисей у подножия горы Синай «взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исх.24:7). Несколько веков спустя, после вавилонского плена, Ездра читал из книги «Закона Моисеева» и народ сделал его конституцией своего восстановленного государства. Благоговение, проявленное евреями перед книгами Моисея, которые известны под разными названиями, такими как «Закон Моисеев» (Неем.8:1), «Книга Закона» (Неем.8:3) и «Божий Закон» (Неем.8:8) указывает на почётный статус книг Моисея.
Неизвестны подробности о том, как эти книги были собраны вместе. Возможно, Ездра и Неемия принимали какое-то участие в подборе книг, составляющих канон Ветхого Завета. Однако решение о том, какие книги должны входить в состав Ветхого Завета не принимал один человек или даже группа людей. На протяжении всей истории израильского народа были Божьи пророки и все, что они говорили и писали, являлось особым откровением Бога и Его Слова. Пророкам Бога не надо было ждать, пока их работа пройдёт испытание временем, чтобы признали их авторитет. Их работа принималась как Писание, потому что они говорили и писали от имени Бога и согласно Божественному откровению.
Еврейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что в отличие от греков, у которых было несчётное множество книг, у евреев было только 22 книги; он отметил, что эти книги «содержат записи о всех прошлых временах; справедливо считаются божественными».
Кроме свидетельства историков, в самой Библии есть доказательство того, что ко времени Даниила и Захарии, Закон и ранние пророки (Иисус Навин - Цари) считались Писанием. Например, в книге пророка Захарии (518 г. до н.э.) упоминается об ожесточении сердец народа «чтобы не слышать Закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков» (Зах.7:12). И Даниил считал книгу Иеремии и Закон Моисеев авторитетными (Дан. 9:2,11).
Третий раздел еврейской Библии - Писания как полного собрания - появился несколько позже Пророков. Согласно историческим данным во 2 в. до н.э. третий раздел Ветхого Завета уже был признан каноническим.
Все канонические книги Ветхого Завета составляли одно целое задолго до Рождества Христова. Книги Ветхого Завета были собраны воедино приблизительно за 450 лет до Р. Х. Сам Христос подтвердил авторитетность Ветхозаветного канона: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Иоан.5:39). «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лук.24:27).
Канон Нового Завета
Ранняя христианская церковь признавала авторитет Ветхого Завета (Мф. 5:17-19; 21:42; 22:29; Мк. 10:6-9; 12:29-31). Вместе с Ветхим Заветом церковь с таким же благоговением относилась и к словам Иисуса (1 Кор. 9:14; 1 Фес 4:15). После смерти и воскресения Христа апостолы занимали уникальное положение в распространении и свидетельстве о Его словах. Христос сказал: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Иоан.15:26,27). По мере роста церкви возникла необходимость записать слова Иисуса (2Петр.1:12-15). Апостолы сохранили факты и как очевидцы и свидетели событий официально рассказали о Христе. Движущей силой создания канона Нового Завета была вера церкви и стремление сохранить подлинность событий того, что сделал Бог во Христе. Таким образом, была подготовлена почва для написания книг, которые со временем под руководством Святого Духа стали каноном Нового Завета.
На протяжении двух десятилетий после вознесения Христа весть об Иисусе провозглашалась устно. Затем, начиная с середины первого века, появились послания апостола Павла. Некоторое время спустя, были написаны три синоптических Евангелия и Деяния. К концу первого века, когда апостол Иоанн написал книгу Откровение, все книги Нового Завета были завершены. Весь Новый Завет фокусируется на том, что сделал Бог во Христе (1 Кор. 15:1-3; Лк. 1:1-3).
Как и в случае с книгами пророков Ветхого Завета, сразу же был признан авторитет посланий Павла и других апостолов. Авторы Нового Завета сами знали, что провозглашают Божью весть, а не просто описывают свои собственные впечатления. Апостол Павел в 1 Тим. 5:18 следует формуле «Писание говорит» и приводит цитату из Второзакония 25:4, а Лука 10:7 ставит авторитет Писаний Ветхого Завета и Евангелия Нового Завета на один уровень. Также в 1 Фес. 2:13 Павел хвалит христиан в Фессалониках за то, что они приняли его слова, как «слово Бога». Апостол Пётр в 2 Пет. 3:15, 16 тоже считает послания Павла Писанием.
Во втором веке большинство церквей признавали авторитет и владели собранием вдохновенных книг. Следует сказать, что книги Нового Завета не завоёвывали авторитет. Данный авторитет исходит из богодухновенности библейского текста. Главной причиной включения в канон была сама природа книг, свидетельствующих о их боговдохновение.
Итак, краткое обсуждение показало, что книги, вошедшие в библейский канон обоих Заветов, обладали авторитетом, основанном на их богодухновенности. Авторы заявляли, что всё, что они говорят и пишут - от Бога. Каноничность не основывается на признании соборов, на человеческих решениях, принятых различными сообществами, но на Божественной инспирации. Инспирация (боговдохновенность) является неотъемлемым внутренним качеством Писания, на котором зиждется его авторитет. Для библейских книг инспирация и подразумевает каноничность. Необходимо делать различие между происхождением канона и его признанием религиозным сообществом. Религиозное сообщество не награждало Писание каноничностью, оно признавало за ним каноничность. Церковь не решала, какие книги должны входить в канон. Церковь признала и приняла вдохновенность и авторитет 66 книг Священного Писания и ограничила канон этими книгами.
Инспирированное Писание было закончено к концу I в. н. э., канон был закрыт, и ничего нельзя уже прибавить к нему, равно как и отнять от него. Ничто, написанное после этого времени не может стать Писанием.