Первый способ помочь алкоголику и наркоману – молиться за него. «Вы многое можете сделать после того, как помолитесь, – писал С. Д. Гордон в своей книге «Спокойный разговор о молитве», – но до молитвы вы не можете сделать ничего, кроме как помолиться». Более всего эти слова справедливы, когда речь идет о помощи алкоголику. Для него многое можно сделать, но вряд ли мы сумеем добиться успеха, если не предадим его в руки Господа и не будем ежедневно молиться за него, веря в его освобождение Богом.
Если мы хотим, чтобы наши молитвы были действенными, мы сначала должны определить свои отношения с Господом Иисусом Христом. Познали ли мы личное освобождение от греха через веру в Иисуса Христа? Родились ли мы в Божьей семье? Если это так, то мы знаем, что имеем право обращаться в молитве к Богу как к своему Небесному Отцу.
Чтобы укрепить веру, надо задуматься еще раз над тем, что Слово Божье говорит о молитве и об ответе на молитву. «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» (Мк. 11:24). Всегда помните, что нет ничего невозможного для Бога, какой бы безнадежной ни казалась ситуация.
Виды молитв
В Писании говорится о публичной и о личной молитве. Молясь за алкоголика, мы должны использовать оба вида молитвы. Личная молитва, уединение с Богом должно совершаться ежедневно. Именно через личную молитву мы сохраняем правильные взаимоотношения с Богом, с тем чтобы Он мог отвечать на наши просьбы. В личной молитве мы исповедуемся в своих вспышках гнева, зависти, ревности, гордости и просим Бога избавить нас от них. Только когда мы исповедуем свои грехи, Бог очищает нас и отвечает на наши молитвы.
Публичная молитва в основном произносится на молитвенных собраниях в церкви. В публичной молитве христиане вместе молятся о какой-то конкретной проблеме или ситуации. В Евангелии от Матфея (18:19) Христос обещает отвечать на молитвы тех, кто собирается вместе, чтобы просить Его о какой-то конкретной проблеме.
И личная, и публичная молитва могут быть ходатайственными. В такой молитве мы просим Бога за других. Алкоголик нуждается в нашей молитве-ходатайстве. В такой молитве мы рассказываем Богу обо всех известных нам подробностях, о конкретных людях и проблемах, и мы просим Бога изменить конкретную ситуацию.
Нужно всегда помнить, что мы – канал Божьей силы. Когда мы взываем к Богу под бременем страданий за близкого человека, наш призыв пробуждает силы всемогущего Бога, и Он посылает Свою силу через Святого Духа в нас, а через нас – этому человеку. Мы излучаем эту силу незаметно для себя, мы ее не ощущаем, но именно так все и происходит. Можете быть уверены, что Богу небезразлична проблема этого человека. Он любит его больше, чем мы. Молясь за него, мы сотрудничаем с Богом и вместе с Ним исправляем последствия его зависимости.
Препятствия для молитв
Грех в нашей жизни мешает Богу отвечать на наши молитвы. Если мы хотим, чтобы нас услышали и ответили, мы должны честно открыть свои сердца и спросить себя, верны ли наши побуждения. Лучше всего это делать во время личной молитвы и размышлений. Это нелегко. Мы так долго страдали от алкогольной или наркотической зависимости дорогого нам человека, что теперь не хватает терпения дождаться, пока Бог совершит Свою работу с ним.
Всем нам нужно бороться с грехом отчаяния. В тот момент, когда мы, впадая в отчаяние, перестаем благодарить Бога и начинаем охладевать к молитве за алкоголика, мы перестаем быть действенным орудием Божьим. Теперь Он вынужден работать с нами, указывая нам Своим Духом на наш грех.
Кроме отчаяния и сомнения в вере, есть и другие грехи, мешающие оказанию помощи и ответу на молитвы – это ненависть, непрощение и неправильное отношение.
Главная причина сомнений – мы не доверяем Богу, к Которому обращаемся. Наш разум признает, что Бог велик, что Он всемогущ, что Он может изменять жизнь человека или ход событий. Но наши сердца не верят в это. Если бы они верили, сомнения не нарушали бы наш покой и не мешали бы нашей молитвенной жизни.
Мы не знаем, почему Бог исполняет молитвы таких несовершенных существ, как мы, но мы славим Его за это. «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1Кор. 1:27-28).
Бог может сделать нечто значащее из того, кто был никем. Сколько утешения приносит эта истина тем из нас, кто молится за алкоголиков. Неважно, как долго человек находится в таком состоянии и насколько сложна ситуация. Бог царит на Своем престоле. Он способен превратить беспомощного и безнадежного человека в полезного члена общества.
Причины возврата ко греху
Каждый год тысячи алкоголиков и наркоманов проходят через церковь в поисках пути к тому, чтобы бросить употреблять спиртные напитки и наркотические вещества. Некоторые из них находят его. Однако в огромном большинстве они становятся жертвами «мифа о быстром исцелении». Христиане с самыми добрыми намерениями убеждают их в том, что если только они произнесут правильные слова, должным образом помолятся или правильно определят того, кто возложил бы на них руки, их пагубное пристрастие чудесным образом исчезнет.
Это правда, что некоторые люди мгновенно исцеляются от этого пристрастия.
Тем не менее, есть такие, кто в течение долгого времени ходит на богослужения, надеясь когда-нибудь найти тайный ключ к трезвой жизни. Многие из них «исцеляются» от пагубной привычки снова и снова. Они пьют, колются, каются, становятся трезвенниками – иногда даже на два года или больше, – а затем все возвращается на круги своя.
Алкоголизм и наркомания являются проблемой «всей личности», и исцеление от общего поражения требует напряженного труда и времени. Хотя алкоголик или наркоман могут иногда чудесным образом исцелиться от своего физического стремления к алкоголю или наркотикам, не существует мгновенного исцеления от духовного и психологического ущерба, наносимого наркотическим пристрастием.
Сейчас свыше миллиона мужчин, женщин и подростков по всей стране стали трезвенниками, потому что они, по милости Божьей, прошли строгую духовную программу лечения. Эта программа основана на всестороннем подходе к пагубному пристрастию, подходе, который не отрицает силы Святого Духа, но в то же время не упускает из вида и конечную ответственность алкоголика или наркомана за свое собственное исцеление.
Когда христианин возлагает упование на себя и на свои силы, теряя страх Божий и извращая Библейское понимание «не упивайтесь вином», прикасается к рюмке, этого оказывается достаточно для возвращения в пучину своих пристрастий.
Существуют цели, к которым мы должны стремиться и к которым должны направлять алкоголика или наркомана. Быть трезвым еще недостаточно. Он может одержать настоящую победу над всеми проблемами в своей жизни через веру в Господа Иисуса Христа. С этой верой он одержит победу над пьянством или наркоманией в своей нынешней жизни и займет место в Царствии Небесном.
По материалам дипломной работы
Зиновьевой З. Н.
«Божественное освобождение:
учение и практика»
(Московский теологический институт)