Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Написав об Елизавете Кульман — девочке-полиглоте, поэтессе, нельзя не вспомнить и другую девочку-вундеркинда, жившую фактически в то же время и тоже умершую в 17 лет, не сумев реализовать полностью свои таланты. Я говорю о Сарре Толстой. Обе девочки — как прекрасные цветы, безжалостно срезанные смертью тогда, когда они только-только входили в цветущий период своей жизни.
Как выглядела Сарра, можно видеть на прелестном портрете, сделанном Петром Соколовым. Перед нами девочка-подросток, одетая и причесанная по-взрослому, как тогда было принято.
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.
Черты ее лица напоминают цыганские, что немудрено. Ведь ее отцом был знаменитый граф Федор Толстой "Американец", а матерью — цыганка, танцовщица Евдокия Тугаева. Женившись на женщине не своего круга, к тому же цыганке, граф в очередной раз продемонстрировал свой независимый и эксцентричный нрав. Но ему все было нипочем, а мнение общества мало волновало. Портрет графа можно видеть ниже.
Сарра была пятым ребенком в семье, предыдущие дети умирали рано, так что родители буквально дрожали над девочкой. Она благополучно пережила опасное младенчество, хотя и была очень болезненной, к тому же с ранних лет в ней проявились признаки душевного расстройства.
Но это не мешало Сарре быть любознательной и умной девочкой, она поражала своими способностями. К шести годам она уже овладела французским и немецким языками, притом не только говорила на них, но и писала и читала. К 9 годам она столь же свободно овладела и английским языком. При этом странно, но русский язык ей был менее знаком. Как известно, русская аристократия в начале XIX века говорила по-французски, и у многих детей из высшего общества именно французский был родным языком. Это касалось и Сарры. Русский язык она начала постигать только в подростковом возрасте.
На всех языках, которыми она владела, девочка писала стихи и повести. Они потом были изданы в русском переводе. Кроме того, она хорошо играла на фортепьяно, проявляла способности в живописи, много читала, разумеется, на языке оригинала. Она была живой, подвижной девочкой, хорошо плавала, любила лошадей. Но увы, в 16 лет у Сарры стало проявляться психическое расстройство, ее возили к европейским врачам, состояние было нестабильным. К тому же она заболела чахоткой, а от этого тогда не выздоравливали.
После смерти Сарры Виссарион Белинский назвал ее «одной из самых странных, самых оригинальных, самых поэтических и по натуре, и по судьбе, и по таланту, и по духу личностей; это прекрасное явление промелькнуло без следа и памяти».
Читайте еще на моем канале:
Художник с двумя именами: Роже де ла Пастур и он же Рогир ван дер Вейден
Почему в искусстве XIX века любили изображать Торквадо Тассо в заточении