Говорят, Иуда выполнял отведенную ему роль в истории, как и Понтий Пилат. Мол, каждый сделал то, что ему было предначертано судьбой. Такое нередко приходится слышать. Насколько это соответствует евангельской истории?
Действительно, если воля Бога заключалась в том, что Иисус должен умереть за грехи мира, и если к этому привело предательство Иуды, то с какой стати его винить?
На ум приходит роман Джорджа Стейнера, в котором Адольф Гитлер был пойман охотниками за нацистами в амазонских джунглях спустя много лет после окончания войны. Гитлера привлекли к суду, а он объявил, что поскольку благодаря его действиям появилось государство Израиль, то может быть, несмотря ни на что, он является Мессией.
Стейнер продемонстрировал извращенную мораль на примере Гитлера - злодея, который пытается выдать себя за героя. Предателя объявляют героем или жертвой обстоятельств, а поступки оправдываются языческим фатумом - судьбой. Предлагается снять ответственность с человека и переложить ее на судьбу и обстоятельства. Такой подход не является библейским.
Христиане не верят в судьбу, а уповают на Промысел Божий, вверяя Христу свою жизнь. Все предопределены к спасению, но хотя много званных, мало избранных (Матфей 22:14). Иуда был в числе призванных, ведь он не стоял среди книжников и фарисеев, жаждущих смерти Иисуса Христа. Иуда имел Дары Духа и вместе с другими апостолами исцелял людей и изгонял бесов. Он был апостолом Христа, а не жертвой или «соискупителем Христа».
В истории предательства Христа упомянуты двое - Петр и Иуда. Каждый из апостолов сделал свой выбор. Петр мог стать Иудой, если бы не раскаялся, а Иуда - Петром, если бы раскаялся и вернулся к апостолам. По преданию, глаза апостола Петра никогда не просыхали от слез… Много званных, мало избранных.
Теперь обратимся к Евангелию. Что говорят евангелисты о предательстве среди апостолов?
Злодейство Иуды запечатлено в повествовании евангелистов. Прямо говорится, что предательство совершено не по душевной простоте и, тем более, не по указанию Бога или судьбы, а осознанно, по наущению сатаны (Лука 22:23). Кроме того, Иисус Христос назвал Иуду диаволом, в то время как подстрекатели к Его убийству были названы «детьми сатаны» (Иоанн 8:44, 6:70).
Из Евангелия мы знаем, что Иуда был вором (Иоанн 12:3-6). «Корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим 6:10). Оно и сделало сердце Иуды открытым для вхождения в него сатаны. Так пишет евангелист Лука: «Вошел же сатана в Иуду» (22:3).
В Евангелиях можно увидеть, что среди апостолов существовали разногласия и соперничество. Среди толкователей есть мнение, что мотивом предательства могли стать также зависть и ревность среди апостолов. Часто предполагалось также, что Иуда был фанатичным националистом (принадлежал к партии "сикариев"). Возможно, он и смотрел на Иисуса как на царя, который может осуществить народные мечты о национальной независимости и величии Израиля.
Как видите, Слово Божие нигде не пытается оправдать предательство - ни предательство Петра, ни Иуды. Евангелисты не скрывают, что двое из двенадцати апостолов предали Спасителя и рассказывают об истинных причинах предательства Господа. Каждый из нас может стать Иудой, если пойдёт на поводу у своих страстей и изберёт путь без Бога.