Рост интереса к моделям железных дорог отечественного производства привел к тому, что для моделистов стали широко доступны серийные и мелкосерийные наборы для самостоятельной сборки моделей отечественных железнодорожных вагонов в масштабе 1:87. Но в этой статье речь пойдет про проверенные временем технологии, правда, подкрепленные современными достижениями.
Это четвертая часть из запланированного цикла публикаций. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить продолжение!
Сразу оговоримся, что эта статья не претендует на абсолютную объективность. Более того, она основана сугубо на субъективном опыте работы с китами небольшой группы моделистов. Мы не навязываем никому своего мнения, а хотим лишь познакомить всех, кто заинтересовался масштабом 1:87 вообще и моделями вагонов в частности, с тем, что в принципе уже существует и доступно для широкого круга моделистов. В обзор попали только те производители, с чьей продукцией уже удалось столкнуться на практике, собрать, покрасить и представить полученный результат.
5. Мануфактура "Норкин-модель"
Производитель готовых моделей и китов из Москвы. Организатор и руководитель - Андрей Норкин. Основная тематика мануфактуры - модели из латуни в типоразмере ТТ. В этом масштабе производятся все готовые модели, а также разрабатываются и продаются наборы для самостоятельной сборки. Мануфактура не производит готовые модели в типоразмере H0, но киты вполне доступны. Правда поставляются они только в виде комплектов из латуни и не содержат деталей, выточенных на токарном станке, телег, сцепок и т.д. Впрочем и в ТТ наборы могут поставляться не без некоторых компонентов.
Ассортимент доступных наборов для самостоятельной сборки в масштабе 1:87 включает в себя практически все те же наборы, которые доступны в ТТ:
1. Платформы: универсальные 13-401 и 13-4012 и их модификации (например вагоны-рельсовозы УСО), фитинговые 80-футовые платформы-контейнеровозы 13-1796, 13-9751-01, 23-469-07;
2. Полувагоны: глуходонный 12-2123, щеповоз 12-4004-01, восьмиосный 12-124, люковые современные 12-132-03, 12-196-01, 12-296-01, 12-9853 и достаточно старый 12-515;
4. Хоппер - дозатор ЦНИИ ДВЗ
5. Транспортеры: восьмиосный транспортер 14-6063; шестандцатиосный транспортер 14-Т102, и даже тридцатидвухосный транспортер (!);
6. Крытые: вагон 11-260, вагон для перевозки гелия
Уникальность моделей заключается, прежде всего, в том, что все наборы для их сборки выполнены полностью из латуни. Данная технология позволяет отобразить в масштабе 1:87 с высочайшей достоверностью и точностью многие элементы, показать которые в пластике или фотополимера, а тем более в смоле, очень сложно или практически невозможно. Как реальные вагоны изготавливаются из металла, так и модели вагонов, собранные из наборов от "Норкин-модель" получаются изготовленными из металла.
Правда при этом нужно обратить внимание, что, как было указано выше, производитель не производит готовые модели в масштабе 1:87, а наборы в этом масштабе включают в себя исключительно детали из травленной латуни. Самостоятельно придется докупать не только колесные пары и сцепки (а ими не комплектует свои наборы практически ни один производитель китов), но и все подвагонное тормозное оборудование, тележки.
Еще одним уникальным преимуществом является тот факт, что Мануфактура "Норкин-модель" является изготовителем полного цикла, от 3D-моделирования, до сборки готовых моделей (правда, к сожалению только в ТТ), поэтому наборы модернизируются, становятся более технологичными с учетом особенностей сборки и дальнейшей покраски и эксплуатации моделей. Кроме того, так как все модели являются уникальной разработкой, многие из них в принципе не производятся в H0 никем более, и по существу являются безальтернативными. А некоторые модели (как например фитинговые 80-футовые платформы) и вовсе сложно представить сделанными из пластика или смолы без участия металла. Поэтом всем, кто захочет иметь в коллекции модель из латуни можно посоветовать или заказать сборку у некоего мастера или освоить сборку самому.
Сборка моделей из латуни на первый взгляд представляет из себя достаточно сложный процесс. Но если его освоить, можно получить не только огромное удовольствие от процесса, но и уникальную редкую и очень красивую модель на выходе. Важно отметить, что последние по времени выпущенные в свет наборы сделаны по технологии максимальной технологичности сборки модели. Модели практически полностью можно собрать "насухую", используя специально предусмотренные штифты, отверстия и перемычки. Это дает возможность упростить пайку, а для новичков (ну или ленивых и криворуких моделистов - как автор статьи) это дает возможность собрать модель с использованием клея вместо пайки.
К качеству травления нареканий нет. В этом плане опыт и компетенции производителя не вызывают никаких сомнений, а продукция являет собой пример для подражания. Ошибок комплектации, недоотправки заказов также замечено не было - в этом плане "Норкин-модель" работает хорошо.
Наборы в 1:87 доступны только под заказ со сроком ожидания в от 10 до 15 дней. Заказ можно осуществить через отправку личного сообщения Андрею Норкину в ВК, или через запрос через пабик Мануфактура "Норкин-модель" указав требуемое количество и наименование (ссылка прикреплена в конце статьи).
Безусловно, работать с латунью сложнее, чем с пластиком, смолой или фотополимером, латунь дороже (причем ощутимо) более доступных наборов, имеющихся на рынке. Но олдскульные технологии по-прежнему вне конкуренции в части соотношения цена-качество. если вы стремитесь создать действительно уникальные, красивые модели, выходящие за рамки масс-сегмента.
Обзор актуален по состоянию на апрель 2023 года. В последующем, если будет интерес и потребность среди моделистов, статья будет обновляться и републиковаться, наполняясь новыми актуальными материалами.
Ссылки на производителей наборов бля самостоятельной сборки моделей отечественных грузовых вагонов в масштабе 1:87:
С кем из производителей уже имели дело? Какие впечатления получили? Что понравилось, а что расстроило? Напишите в комментариях.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк и подписаться, чтобы не пропустить новые публикации! И спасибо что дочитали до конца :)