Фурштатская улица находится в центре Санкт -Петербурга, она проходит от Литейного проспекта до Потемкинской улицы. По плану архитектора Доменико Трезини 1712 года от Литейной улицы вдоль Невы был проложен ряд улиц-линий. Первоначально улицы здесь назывались по номерам. С 1720-х по 1777 год Фурштатская улица называлась "4-я от Невы реки линия". До 1799 года - "3-я Артиллерийская улица". Затем улица получила название "Фурштатская". Название связано с фурштатом-так раньше назывались обозные части. На месте дома № 21 тогда размещался полковой обоз лейбгвардейского Преображенского полка. С самого начала истории района участки по Фурштатской улице выдавались в основном военным, чиновникам, служителям дворцового ведомства. До середины XIX века улица была застроена в основном каменными одно- и двухэтажными домами. Один из таких домов сохранился до сих пор- это дом № 6. Он был построен в 1872 году, принадлежал генерал-майору М. Д. Обрескову.
Недалеко от Фурштатской улицы находился Литейный двор, на котором трудилось много лютеран. Их общине был выделен участок между Фурштатской улицей и 4-й Артиллерийской улицей (Кирочной). Лютеранская община построила на этом участке деревянную церковь Святой Анны. В 1775 году вместо деревянной церкви по проекту Юрия Матвеевича Фельтмана была построена каменная Анненкирхе. Рядом с церковью в 1736 году была построена церковная школа Анненшуле. В 1867-1868 годах она была перестроена по проекту архитектора Алексея Ивановича Дютака. В 1903 -1904 годах лютеранской общиной был построен доходный дом. Этот дом предназначался для проживания учителей, преподававших в Анненшуле. Был объявлен конкурс на лучший проект дома. Был выдвинут ряд условий, одно из них касалось фасада здания- он должен был сочетаться с фасадом Анненкирхе. В конкурсе победу одержали молодые архитекторы Алексей Федорович Бубырь и Лев Александрович Ильин.
Главный фасад дома выходил на Фурштатскую улицу, а флигель располагался во дворе. В флигеле квартиры были меньше по площади, они предназначались для одиноких учителей.
С недавних пор появилась возможность побывать в квартире доходного дома евангелически-лютеранской церкви имени святой Анны, расположенной во флигели. И не просто побывать, а совершить погружение в XIX век. Екатерина Даниловна Юхнёва - историк по образованию, в свое время защитившая диссертацию по доходным домам- в 2016 году сделала в своей квартире "музей".
Слово "музей" используем в кавычках: по закону музеи, в том числе частные, могут находиться только в нежилых помещениях. В настоящее время в Санкт -Петербурге самых известных музеефицированных квартир две. Первая: "Музей-квартира Леонтия Бенуа"(3-я линия Васильевского острова, дом 20). Вторая - Этнографический музей "Квартира доходного дома" им. Н.В. Юхнёвой (улица Фурштатская, дом 9) .
Квартира на Фурштатской улице- это женская квартира доходного дома, с сохранившимися с 1903 года печью, окнами и дверями с фурнитурой. В квартиру ведут две лестницы - главная и "черная". Гостей встречают по главной лестнице, а провожают по черной. В музей-квартире проводятся различные тематические экскурсии, здесь в старинном стиле проходят календарные праздники, дни рождения и тематические вечера.
Я побывала в Этнографическом музее "Квартира доходного дома" им. Н.В. Юхнёвой на интерактивной театрализованной экскурсии "В гостях у Луизы Карловны". Луиза Карловна- персонаж вымышленный. Согласно программе экскурсии она является учительницей в Анненшуле. Это молодая одинокая незамужняя девушка. По правилам того времени, молодой учительнице неприлично было жить одной в квартире, она не могла в одиночку посещать театры и балы, ходить в лавки за покупками, да и просто прогуливаться по городу. Поэтому, совместно с ней в квартире живет компаньонка. Компаньонку выбирали из своего круга. Чаще всего ими были вдовы. Зарплату компаньонке не платили, но она жила в квартире бесплатно и питалась бесплатно. Компаньонок находили по знакомству или по объявлениям. Молодая учительница отдавала компаньонке всю свою зарплату, и та уже самостоятельно регулировала все бытовые вопросы. Если Луизе Карловне необходимо было что-то купить в лавке, то в лавку она отправлялась вместе с компаньонкой и за покупки ее деньгами расплачивалась компаньонка. Молодой девушке не прилично было носить кошелек. Если девушка знакомилась с молодым человеком, то переговоры с ним вела компаньонка. Для незамужних одиноких девушек было множество ограничений, поэтому они стремились побыстрее выйти замуж. Если замужество не наступало до определенного возраста, девушка становилась старой девой и из учительницы переводилась в классную даму, что считалось на ступень ниже. Однако, после замужества работать женщина не могла, она занималась вопросами семьи. Роль компаньонки на экскурсии исполняет настоящая хозяйка квартиры Екатерина Даниловна Юхнёва. Луиза Карловна незримо тоже присутствует на экскурсии- в комнате представлен ее костюм. Обратите внимание на предмет на столике, в ходе экскурсии он будет открыт.
Площадь всей квартиры 100 метров. И это самая скромная квартира в этом доходном доме. Она предназначалась только одиноким учителям. Если учитель (учительница) женился (выходила замуж), то семье предоставлялась квартира большего размера, с большим числом комнат. После рождения ребенка, предоставлялась квартира еще большего размера. Часто квартиры были 7-8 комнатные. Семье было достаточно 6 комнат и две остальные хозяйка сдавала. Квартиранток выбирали своего круга. Они не готовили на кухне, а столовались у хозяйки. Если не удавалось найти жильца своего круга, то в комнату пускали простолюдинов. Те входили в квартиру только по черной лестнице. Главным в доме был старший дворник- он следил за жильцами, регистрировал их паспорта в полиции.
В квартире Луизы Карловны находятся три комнаты. Маленькую комнату занимала компаньона, а две большие- учительница. В квартире, конечно же есть и кухня- вотчина кухарки. Кухарка могла попасть в квартиру только по черной лестнице. Экскурсия проходит в двух комнатах Луизы Карловны. И вроде пространство небольшое, а экскурсия длится около 4 часов. Хозяйка квартиры- настоящий специалист, наверное могла бы говорить бесконечно. Тот случай, когда человек занимается любимым делом, знает его хорошо и рада передать информацию своим посетителям. Во время экскурсии ведется рассказ об особенностях быта в доходных домах. Информация преподносится в форме беседы, в которую вовлекаются посетители квартиры. Екатерина Даниловна показывает исторические предметы XIX века, рассказывает как ими пользовались, дает все рассмотреть, подержать в руках. Среди предметов есть уникальные вещи, например фарфоровые японские чашечки, они на вид такие хрупкие, что их страшно в руки брать. Группы набираются небольшие, в нашей группе было всего 8 человек. Очень комфортная камерная атмосфера.
По меркам того времени, квартира маленькая, комнат в ней недостаточно, поэтому каждая из них выполняет несколько функций. Первая комната одновременно выполняла функции спальни, библиотеки, будуара и гардеробной.
Популярны в то время стали ширмы. Они отделяли личное пространство. Постельное белье раньше было только белым. Его меняли раз в неделю, стирали, кипятили и крахмалили. Белье было их хлопка, шелковое постельное белье считалось неприличным. Покрывало на кровати стирали раз в месяц, и его тоже кипятили и крахмалили. Над кроватью расположены семейные фотографии хозяйки дома. Про них на экскурсии упомянули лишь вскользь.
На прикроватном столике находятся дамские вещицы. Тут стоят флакончики для духов, были тогда еще и сухие духи. В отличии от распространенных тогда достаточно резких ароматов духов, аромат сухих духов был еле уловим. На экскурсии можно услышать оба запаха.
Рядом с кроватью за пеленой занавески прячется "мойдодыр". Ванной в квартире тогда не было, поэтому умывались в комнате. Ватерклозет в квартире был, но ночные вазы были в ходу. Кухарки, дворники, прачки пользовались отхожими местами, сооруженными прямо на черной лестнице.
На экскурсии показали мыльницу. Она двухсторонняя. На ее лицевой стороне изображена девочка, собирающая яблоки.
А на оборотной стороне мыльницы находится весьма пикантное изображение.
Еще один интересный предмет- это ванночка для рук. Она имеет удобную анатомическую форму. В такую ванночку наливали травяной настой, с обоих сторон ее обхватывали руками и можно было держа ванночку в руках передвигаться по квартире.
В комнате хранили и маленький утюжок для разглаживания манжет. Внутрь его клали горячие угольки.
Пространство в правом углу комнаты у окна использовалась для библиотеки. Две полосы на стене- это не брак поклейки обоев, сюда выходит задняя стенка голландской печи, находящейся в соседней комнате.
В простенке между окнами находится шкаф со стеклянными дверцами и причудливый шкафчик, в котором хранили перчатки. Голые руки были неприличны. Снимала и надевала дама перчатки с помощью нехитрых приспособлений, которые всегда носила в своей сумочке.
В шкафу со стеклянными дверцами хранили памятные вещицы. Сейчас в нем находится невероятно красивая посуда.
Из этого шкафчика Екатерина Даниловна поочередно достает и показывает различные предметы. Например, миниатюрную книжечку, которую использовали дамы на балах, чтобы записывать на какой танец их пригласили.
В правом углу комнаты находится стол с деньгами и фотографиями той эпохи. Возможно на одной из них изображена Луиза Карловна?
А рядом со столом стоит невероятно красивый шкаф с резными узорами.
К учительнице могли прийти гости. В этой комнате она принимала только самых близких подруг. Здесь стоит чудесный столик для рукоделия, который может с легкостью превратиться в ломберный. И тут по мановению руки раскрылась пахитосница, появились мундштуки, карты, мелок и кругленькая баночка для кокоина, да, да, именно кокоина- он тогда в аптеках продавался и использовался как средство от мигрени. Вот оказывается, Луиза Карловна не такая уж скромница!
После душевной беседы, проведенной в первой комнате, гостей приглашают пройти в следующую. Интересная деталь, двери в личные комнаты открывались наружу, а в общие комнаты - во внутрь. В личных комнатах внутри над дверью на карнизы вешали гардины.
Посетители музея-квартиры проходят по коридору в гостиную. В квартире два ватерклозета и отдельная ванная комната. Интерьер и сантехника в них современные.
Гостиная тоже выполняла несколько функций, она была еще и кабинетом, и столовой. Посередине комнаты находится красиво сервированный стол.
Гостям предлагают попить чаю из красивых чашечек.
На столе много интересных деталей.
Сервировке стола придавали большое значение.
В обиходе было много различных столовых приборов.
Если в гости к даме приходил мужчина с усами, ему предлагали специальную чашечку. Почему чашечка розовая? Так находилась она в интерьере женской квартиры.
Кроме чая гостей на экскурсии угощают очень вкусным домашним тортом.
Тортик не простой, с сюрпризом. В каждом кусочке под безе находится маленький предмет, растолковать который можно по разному. Екатерина Даниловна каждому гостю проговаривает различные варианты, которые могут объяснить почему попалась именно мельница, локомотив, маска или другие символы.
За неспешной беседой, дополненной теплом и юмором, приятно медленно протекает чаепитие. Затем хозяйка переключает разговор на интерьер комнаты. Оказывается в ней есть холодильник. Не электрический, конечно. Для охлаждения использовали лед, который клали в отдельный отсек. Такой небольшой холодильник использовали, как некий шик. Холодильник проверен в действии, держит холод двое суток.
В гостиной много всевозможной посуды. Есть даже самовар (он спрятался за открытой дверью). Он стоит на отдельном столике рядом с буфетом, самовар не принято было ставить на обеденный стол.
Атмосфера в гостиной наполнена уютом и гостеприимством.
Многие предметы не были охвачены- рассказать про все невозможно.
В простенке между окнами расположились альбомы с фотографиями.
Хозяйка выбирала, какие альбомы предложить гостям.
Есть в комнате и очень милые открытки.
Самое хорошее место в комнате отведено кабинету. Тут светло и тепло.
Настоящее украшение гостиной- историческая голландская печь. Эта печь сохранилась с момента постройки дома и до сих пор функционирует. Рядом с печью стоят два зольника, напоминающие по форме шлем.
Печь выполнена на чугунолитейном заводе «Ф. Сан-Галли», об этом свидетельствует клеймо. При топке сплошная дверка была открыт. Внутрь загружали дрова и закрывали решетчатую дверцу.
Для раздува использовали меха.
На этом экскурсия подходит к концу. Окинем уютный теплый дом прощальным взором. Гостей проводят на черную лестницу, рассказывают о том где хранились дрова, где устраивались отхожие места, где были кладовки. Кстати "черная" лестница вполне светлая и чистая. На полу, как и на парадной лестнице лежит метлахская плитка. Правда, здесь часто использовали остатки плитки, поэтому иногда встречаются половинки разных вариантов расцветки.
Посетить Этнографический музей "Квартира доходного дома" им. Н.В. Юхнёвой можно только по предварительной записи. Запись производится по телефону или в группе в ВКонтакте:
- +79650845346
- Адрес: Фурштатская улица, дом 9
Про "Музей-квартиру Леонтия Бенуа" можно почитать в этой статье: