Найти тему
TV Mag

«Вместо суворовского – в режиссеры»: Артем Лемперт рассказал о том, что будет после пятого сезона «Ольги», о прыжке из КВН в кино и о своей новой комедии

Оксана Бондарчук Обозреватель TV Mag

Это случилось: 16-серийный пятый сезон знаменитого сериала «Ольга» с Яной Трояновой в главной роли, который стартовал на ТНТ, станет заключительным. Какие проекты будут после завершения культовой «Ольги», как авторам и режиссерам удалось создать этот хит и смогут ли они повторить успех – об этом TV Mag поговорил с одним из сценаристов, режиссеров и продюсеров «Ольги» Артемом Лемпертом.

Артем, в четвертом сезоне «Ольги» была актуальна тема женского алкоголизма. А в пятом появляется новая тема – усыновления. Как она возникла?

Наши персонажи живут самостоятельной жизнью, и многое они делают так, как им надо, не слушают нас, авторов! (Улыбается.) Мы закончили четвертый сезон «Ольги» на том, что дети выросли и матери надо было перестать лезть в их личную жизнь, довериться им. Отталкиваясь от этого, мы пошли вглубь вопроса: как героиня это проживает и как получается эта самостоятельная жизнь у детей. Из этого всего появилась история Гриши и Ольги и их детей. Так как во втором сезоне у нас уже была линия про совместных детей, то мы сделали ответвление от темы и создали историю с приемными детьми: что думают взрослые люди по поводу усыновления, разные точки зрения на него и путь к приемному ребенку. Это очень актуальный вопрос сегодня: можно ли полюбить чужого человека как своего и родного? Так часто бывает, когда творчество интуитивно считывает, что витает в воздухе, и когда проект реализуется, он становится очень жизненным. В «Ольге» так и случилось.

 📷
📷

Делали ли вы фокус-группы со зрителями, создавая финальный сезон «Ольги»?

У нас был период, когда мы читали комментарии, и был, когда вообще не читали. Мы пришли к выводу, что всем угодить невозможно и у зрителей очень разные мнения. Есть тенденции, но, чтобы их уловить, необязательно читать зрительские комментарии. На монтаже мы сами все видим. Мы ориентируемся на себя. Ведь как создатели мы понимаем своих героев лучше, чем кто-либо.

-3

Смотрите новые серии пятого сезона сериала «Ольга» по будням в 20:00 на ТНТ

Вы создаете «Ольгу» с нуля – от сценария до финального монтажа. И обычно картина не получается такой, как ее задумывали. Что на монтаже пятого сезона «Ольги» вас удивило или обрадовало?

В пятом сезоне порадовали новые персонажи, которых воплотили очень крутые актеры, они вошли в мир Ольги как влитые! Они сыграли даже лучше, чем мы представляли. Яна Троянова очень яркая, и не у всех артистов хватает харизмы быть с ней на равных в кадре. И вот у наших новых персонажей это получилось. Елена Валюшкина, Федор Лавров и другие актеры обладают прекрасным талантом, и было радостно наблюдать, как мы угадали с кастингом.

Пятый сезон «Ольги» точно финальный?

В качестве сериала история Ольги завершена. Но жизнь доказывает, что все возможно: в другом формате, как отдельная история… все может быть. Это больше продюсерское решение, нежели творческое. Мы как режиссеры, создатели для себя в сериале поставили точку: не хочется «доить» историю до последнего, очень уж она нам дорога.

Есть ощущение, что теперь вам нужен новый хит, чтобы подтвердить свое «чемпионство»?

Я ни с кем не соревнуюсь. Конечно, «Ольга» своим качеством и хитовостью подняла планку, и теперь не хочется делать что-то с меньшей требовательностью к себе. Все новые проекты, которые сейчас готовлю, для меня должны быть на планку выше. Пока получается. На данный момент я как режиссер снял комедию «Тополиный пух». Но по разным техническим обстоятельствам, у нас пока нет даты выхода в кинотеатрах. Мне очень нравится, как получился сам фильм, я доволен результатом.

Также в Good Story Mediа мы разрабатываем новые проекты, пишем пилоты, запускаем новые продукты.

Расскажите, а о чем ваш новый фильм «Тополиный пух»?

Это лирическая комедия, действие которой происходит в провинциальном городе, в котором встречаются стриптизерша (Аглая Тарасова) и охранник (Антон Лапенко). Она помогает ему справиться с отчаянием и снова радоваться жизни. Там есть над чем подумать, о чем помечтать, в финале у зрителя остается светлое чувство надежды и желание жить. В этом проекте мы проводили фокус-группы, и зрители говорили, что после просмотра фильма чувствуют себя вдохновленными.

Артем, вы занимаетесь юмором 20 лет. «Тополиный пух», «Ольга», «Воронины», «Конная полиция» – это все комедии. Расскажите, как вы понимаете на этапе написания, что шутка сработает?

Рецепта создания шуток нет: это просто опыт, который показывает, что чувство юмора мне не изменяет. Есть что-то менее удачное, что-то более удачное в картинах, но юмористическая составляющая в моих проектах всегда срабатывает.

-5

Артем Лемперт на съемках фильма «Тополиный пух» с Андреем Григорьевым-Аполлоновым

Что делаете с выгоранием и писательскими блоками?

С выгоранием и депрессией, которая периодически наступает, бывает сложно. Работаю обычно с психотерапевтом, отдыхаю, совершенствую свою психологическую устойчивость. Борюсь всеми способами! И здесь тоже нет рецепта! (Улыбается.)

Может ли вас задеть критика еще не реализованного сценария настолько, что вы бросите его писать?

Зависит от того, кто высказывает замечания. Критика генерального продюсера, с которым я постоянно работаю, Артема Логинова, может меня заставить пересмотреть историю под другим углом. Сценарий – это всегда 10 процентов придумывания и 90 процентов переписывания. Так что в целом я нормально к критике отношусь, если ее много, значит, сценарий еще не зажил своей жизнью. Надо понимать, что сценарий – это не готовый проект. Получается, критика – это вкусовщина: мое мнение против чужого. Если я вижу, что в моем сценарии есть потенциал, то я могу упереться и снять его. И может получиться лучше, чем в тексте.

Вы ведете курсы по драматургии для начинающих авторов. Зачем вам, востребованному сценаристу, это надо?

Как минимум для меня это кармическая история: передать знания тем, кто хочет их получить. Моя мама, обе бабушки – учительницы, поэтому во мне наверняка заложена педагогическая жилка! По большому счету преподавать мне нравится. До этого в КВН я был редактором: тоже учил молодых играть. Кроме того, одним из моих учителей в сценаристике был матерый автор из Голливуда Джереми Стивенс, написавший «Все любят Рэймонда». Во время написания «Ворониных» он учил меня и моих коллег правильно придумывать сценарии, «бил по рукам», так сказать. Ко многим кавээнщикам, которые приходят в кино, есть претензия, что ради юмора они пренебрегают драматургической составляющей. Так вот Джереми из меня слепил сценариста, научив многому. Думаю, у него получилось. Этот опыт, знания, вопросы, которые нужно себе задавать и отвечать на них при написании сценария, я и пытаюсь преподнести на курсах.

Какими критериями должен обладать новичок-сценарист, чтобы стать успешным?

Талант, конечно, зависит от жизненного опыта и способности к рефлексии. Но, как я говорил, сценарий – это 10 процентов придумывания и 90 – переписывания. Так вот, 90 процентов – это техническая составляющая, которой можно научиться и которую можно развить, если обладать усидчивостью, упорством, трудолюбием, волей, любознательностью. Когда все сходится, автор становится успешен. Удача здесь работает лишь отчасти. В основном талант и упорство.

Какой совет пригодился бы вам в прошлом, когда вы начинали свой путь в кино?

Я бы себе сказал: «Иди поучись у режиссера!» Отправил бы себя в юности не в Суворовское училище, а в киношколу! Как вы поняли, я бы очень хотел заниматься любимым делом с 16 лет, а не с 30! Настолько хотел, что даже пытался нереализованное в юности желание компенсировать через своих детей – отправлял их в киношколу… Но они не захотели там учиться! (Улыбается.) Мне хватило мудрости не настаивать.

Расскажите, как же вы, выпускник Суворовского военного училища, попали в творческую среду?

Я рос в Казани в девяностых, в семье милиционера и учительницы. А на улицах в то время царила достаточно криминальная среда. И чтобы я не попал в плохую компанию, после 8 класса родители отдали меня в Суворовское училище. Было тяжело, привыкал я долго. Но постепенно из маменькиного сынка я превратился в самостоятельного человека. Творчество уже там как-то во мне проклевывалось, я писал стихи, что-то даже печаталось.

После поступил в юридический институт МВД России и там познакомился с командой КВН, где уже играл Павел Орешин (Также автор и режиссер «Ольги» – прим. ред.). Всеми силами я пытался попасть в команду «Академия 02», в итоге попал, так и завертелась моя жизнь в КВН. Вехой стали мои выступления за сборную Татарстана «Четыре татарина», где я также был одним из ведущих авторов. Наша команда стала вице-чемпионом Высшей лиги КВН. Далее я работал с другими командами КВН в качестве приглашенного автора. И в какой-то момент наш лидер Артем Логинов, который занимался сериалами, позвал меня писать сначала «Папины дочки», а потом «Кадетство», так как у меня был опыт учебы в Суворовском. Ну, а после я уже дошел до «Ворониных» и Джереми Стивенса, который стал переучивать нас, кавээнщиков, в сценаристы.

Когда вас заинтересовала режиссура и у кого бы хотели поучиться мастерству?

Где-то со второго сезона «Ольги» я понял, что режиссура мне очень интересна и я вижу в ней для себя точку роста. А поучился бы с удовольствием у Бориса Хлебникова, у Жоры Крыжовникова, у Владимира Мирзоева и у Александра Сокурова (уже слушал его курсы в интернете, это принципиально другой режиссер с другим подходом к кино). У Кэмерона или Тарантино был бы не прочь пройти обучение или просто бы кофе носил им на площадку (смеется). Вообще в Голливуде можно учиться у всех знаменитых мастеров. Все-таки наша индустрия еще немного отстает от западной. Но мы стремимся постоянно поднимать планку.

 📷
📷

Фото: Good Story Media

-8