2,6K подписчиков

Как менялся образ «глупой блондинки» в кино

133 прочитали

Доброго времени суток, читатели моего канала. Кинематограф подарил нам множество образов, которые позже стали воплощаться и в реальной жизни. Одним из архетипов стал образ «глупой блондинки». Именно кинематограф популяризировал этот образ в массовой культуре. Сегодня я расскажу вам о том, с чего всё началось: когда появился данный образ, как менялся со временем и чем он является сейчас. Приятного просмотра!

Истоки

Джейн Мэнсфилд справа(а удивляется её прекрасным... волосам Софи Лорен). Фото является реставрацией знаменитой встречи в 1957-ом году.
Джейн Мэнсфилд справа(а удивляется её прекрасным... волосам Софи Лорен). Фото является реставрацией знаменитой встречи в 1957-ом году.

Конечно, образ «глупой блондинки» появился до кинематографа. Связывали такие стереотипы с тем, что светлые волосы олицетворяют некую простоту, наивность и глупость. Безусловно, это миф, который не имеет ничего общего с действительностью. Важно понимать, что именно кинематограф несёт ответственность за популяризацию образа «глупой блондинки». В немом кино 1920-х на главные роли часто брали блондинок. Они считались красивыми среди мужской части населения. Позже этот миф гипертрофировался. Идеальных людей не бывает, поэтому в угоду красоте девушки «жертвовали» интеллектом. Так блондинки в раннем кинематографе считались красивыми, глупыми и по-детскому наивными. Аннет Кун предложила типологизацию блондинок в кинематографе:

  • «Ледяная блондинка». Блондинка, которая под внешней холодностью скрывает огонь. Грубо говоря, женщина носит маску «бесчувственности» под которой скрывается буря эмоций. Под этот образ, по мнению Кун, попадает роль актрисы Грейс Келли в фильме Хичкока «Заднее стекло».
  • «Блондинка сенсация». Блондинка со «взрывной сексуальностью», которая также доступна мужчинам. То есть, Аннет считала, что эта та блондинка, которая использует свою внешность для личной выгоды. При этом в партнёрах она не избирательна. Как пример такой женщины Кун приводит Бриджит Бордо, которая в основном исполняла такие роли.
  • «Тупая блондинка». Кун определила данный образ как блондинку, которая при внешней привлекательности обладает невежеством. В отличие от «сенсации» она не использует свою красоту намеренно и не может обладать хитростью. Яркий пример такого образа Кун видит в Джейн Мэнсфилд, которая сыграла в фильме «Поцелуй их за меня».

Таким образом, можно заключить, что в раннем кинематографе изображали блондинок, потому что их красота привлекала мужчин. Образ «блондинки в кино» получил ответвления: трагичная, роковая, глупая. При этом общим для них является красота, это основа-образующая черта архетипа. Нас же интересует именно образ «глупых блондинок».

Популяризация образа

Мэрилин Монро(справа) в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок»
Мэрилин Монро(справа) в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок»

Несмотря на то, что данный образ использовали многие актрисы 1920-1930-хх годов, за популяризацию стоит сказать спасибо Мэрилин Монро. Вообще она не была блондинкой, но быстро поняла, что мужчин светлые волосы привлекают больше. Первое время она играла просто наивных персонажей, но пик её карьеры пришёлся на то время, когда она нащупала свой образ. Монро смогла идеально сыграть «глупую блондинку». Можно сказать, что некая легкомысленность дополняла её внешность. Так, роль в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок» является для неё знаковой. Там она впервые исполнила песню «Бриллианты - лучший друг девушки». Можно сказать, что именно благодаря этой роли она смогла закрепить за собой образ «глупой блондинки». В дальнейшем у неё было множество подобных фильмов, например «Как выйти замуж за миллионера» или «В джазе только девушки». При этом сама Мэрилин, по оценке современников, не была глупой и хотела, чтобы её не ассоциировали с образом в кино. Для этого она даже начала сниматься в драматических фильмах, но широкого признания они не получили. Прежде всего ценили те фильмы с Мерилин, где она играла «глупую блондинку».

Мэрилин была очень остроумной, и ее колкости часто звучали довольно язвительно. Глупая блондинка была лишь ролью, а Мэрилин была актрисой! Настолько хорошей актрисой, что сейчас никто не верит, будто на самом деле она не была таким человеком, каким ее изображают на экране.

- Сара Черчвелл, известная писательница и биограф Мэрилин Монро

Сексуальная революция

Кадр из фильма «Женаты... с детьми»
Кадр из фильма «Женаты... с детьми»

Образ Мэрилин закрепился на долгие годы, а коллеги по цеху зачастую вдохновлялись её самыми популярными образами в кино. Однако, начиная с 1960-го и заканчивая 1970-м в США проходила «сексуальная революция». Как это повлияло на образ «глупой блондинки»? Существенно никак. Просто девушек стали ещё больше сексуализировать. Тела становились всё более открытыми, а интеллекта становилось всё меньше. Это породило интересную тенденцию, в ходе которой образ «глупой блондинки» стал смещаться в сторону комичного. В восьмидесятых выходило множество второсортных фильмов, которые эксплуатировали данный образ. Позже, уже ближе к девяностым, понятие «глупая блондинка» стало исключительно комичным. Яркий тому пример - образ Келли Банди из телесериала «Женаты... с детьми». По всем лекалам Кристина Эпплгейт воплотила образ красивой и очень сексуальной девушки. При этом наравне с её внешностью подчёркивается её комичная и гипертрофированная глупость.

Интересно, что феномен «глупой блондинки» характерен не только для Американского и Европейского кинематографа. Так, в СССР ещё до перестройки начал появляться данный стереотип. Таким персонажем можно назвать любовницу Якена из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Наталья Кустинская воплотила образ красивой и, очевидно, глупой блондинки. При этом данную роль можно назвать странной, ведь советские киночиновники открещивались от всего «западного». Во многом из-за того, что Кустинскую ассоциировали с «глупой блондинкой»(характерной для запада) её карьера пошла под откос.

Красивой женщине нужно долго доказывать, что она не глупая. Боготворя, ее не уважают.

- Кирилл Разлогов, известный кинокритик

Не тупая блондинка

Марго Робби в фильме «Хищные птицы»
Марго Робби в фильме «Хищные птицы»

В нулевых вектор развития образа в кино поменялся. Откровенная комичность переросла в иронию. Если раньше совмещали красоту с наивностью и лёгкостью, то в девяностых красоту противопоставляли глупости(красивая значит глупая). В нулевых же высмеивали как глупость, так и красоту. Ряд пародийных фильмов, таких как «Очень страшное кино» или же «Добро пожаловать в зомбилэнд» иронизировали над популярным образом «глупой блондинки». Из-за этого высмеивания укрепился миф о том, что все блондинки глупые.

В современно кинематографе(последние 5 лет) произошла смена парадигмы. Теперь выходит масса фильмов, которые иронизирует над иронией. Так, к примеру, в фильме «Хищные птицы» нам показывают Харли Квин, которая является стереотипной блондинкой(её такой и задумывали в комиксах), но при этом она не обделена интеллектом и глубиной истории. Марго Роби в скором времени исполнит ещё одну роль, которая разрушит представления о «глупости блондинок» - она сыграет в фильме «Барби».

Таким образом можно заключить, что изначально «глупые блондинки» притягивали зрителей своей легкомысленностью и простотой. При этом упор делали не на глупости, а на внешности, простота лишь подчёркивала красоту. Позже глупость начали противопоставлять красоте. Стереотипная блондинка в кино была удивительно красива, но глупость была платой за эту красоту. Легкомысленность больше не подчёркивает красоту, она является атрибутом стереотипа. Позже это начали высмеивать, гипертрофируя как красоту, так и глупость. Сейчас же, с ростом феминизма, начали разрушать миф о глупости блондинок.