Наткнулся на очень интересное определение Верховного Суда России по вопросу взыскания с Управления ФНС России процентов, начисленных в виду несвоевременного возврата налога на добавленную стоимость. Налогоплательщику удалось отстоять свое право и, при том, без соприкосновения со сферой уголовного права, что в вопросах возмещения НДС не всегда удается.
В 2016 году общество представило в ИФНС первичной налоговую декларация по НДС за 4 квартал 2015 года с заявлением о зачете суммы излишне уплаченного НДС в счет предстоящих платежей по этому налогу.
До окончания камеральной проверки первичной декларации Обществом была представлена уточненная налоговая декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2015 года. По результатам проверки уточненной декларации налоговым органом было вынесено решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Указанное решение налогового органа было Обществом обжаловано. В 2019 г. решение налогового органа было признано судом незаконным, решение вступило в законную силу.
Позже Общество обратилось в инспекцию с письмом, в котором просило возместить НДС на основании уточненной налоговой декларации по НДС за четвертый квартал 2015 года путем возврата на указанный им банковский счет. Инспекция приняла решение о возврате суммы излишне уплаченного налога. Полагая, что инспекцией были нарушены сроки для возврата НДС, Общество в 2020 году обратилось в инспекцию с заявлением о выплате процентов на основании пункта 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс). Инспекция отказала в начислении и выплате процентов, поскольку срок для возврата налога нарушен не был. Решением Управления Федеральной налоговой службы жалоба общества на действия инспекции по отказу в начислении и выплате процентов оставлена без удовлетворения.
Решением Арбитражного суда первой, апелляционной и кассационной инстанции в удовлетворении исковых требований общества к инспекции было отказано. Суды исходили из того, что поскольку общество изначально просило произвести зачет суммы НДС, подлежащей возмещению, а затем направило заявление о возврате суммы подлежащего возмещению НДС, то при данных обстоятельствах срок возмещения налога не нарушен.
Общество обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд России.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ отменила судебные акты и направила дело на новое рассмотрение, указав на следующее.
В рассматриваемой ситуации не подлежал применению порядок возмещения НДС, установленный статьей 78 Налогового кодекса, поскольку на момент проведения инспекцией камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за четвертый квартал 2015 года общество заявило о возмещении суммы НДС путем зачета в счет уплаты предстоящих платежей по налогу, представив в инспекцию заявление от 27.01.2016 о зачете.
Установленный статьей 176 Налогового кодекса порядок возмещения НДС предполагает, что: решение о возмещении принимается по окончании проверки представленной налогоплательщиком декларации - в течение семи дней (пункт 2); сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет, а при наличии письменного заявления налогоплательщика - может быть направлена в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам (пункт 6 статьи 176 Налогового кодекса).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.03.2020 № 543-О, наличие у налогового органа заявления о зачете (возврате) налога на момент принятия решения о возмещении суммы налога является обязательным условием для начисления предусмотренных пунктом 10 статьи 176 Налогового кодекса процентов. Отсутствие соответствующего заявления на момент принятия решения является основанием для освобождения от начисления процентов и 6 перехода к общему порядку зачета или возврата суммы излишне уплаченного налога. Следовательно, если заявление о зачете суммы налога в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным налогам (о возврате суммы налога на указанный банковский счет), подлежащей возмещению по решению налогового органа, представлено налогоплательщиком до дня вынесения решения о возмещении суммы налога (полностью или частично), применяются положения пунктов 7-11 статьи 176 Налогового кодекса.
Как указано в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», в случае, когда налоговым органом в срок, установленный пунктом 2 статьи 176 Налогового кодекса, решение о возмещении налога не принимается в связи с выявлением нарушений законодательства о налогах и сборах, однако впоследствии соответствующие выводы признаются ошибочными, в том числе судом, проценты также подлежат начислению в порядке, предусмотренном пунктом 10 статьи 176 Налогового кодекса, то есть начиная с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой должно было быть вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога.
Таким образом, правила начисления процентов при возмещении НДС распространяются, в том числе, на ситуации, когда налоговым органом незаконно отказано в возмещении НДС, что повлекло за собой нарушение сроков возмещения.
Далее, определением Арбитражного суда от 08.12.2022 производство по заявлению общества к УФНС о взыскании процентов прекращено по заявлению общества, поскольку инспекцией было принято решение об уплате процентов, начисленных при нарушении срока возврата.
Тем самым, дело было разрешено в пользу налогоплательщика. Удручает лишь длительность процесса от момента возникновения права до момента его реализации. Также обращает на себя внимание, что суды, отказавшие Обществу, в своих решениях ссылались на Определение Конституционного Суда 26.03.2020 № 543-О, который еще в 2020 году рассматривал аналогичный вопрос с позиции проверки конституционности ст. 176 НК РФ. Еще тогда Конституционный Суд РФ разъяснил, что положения статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, регулируя порядок возмещения налога на добавленную стоимость, направлены на реализацию, а не на ограничение прав налогоплательщиков. Наличие у налогового органа заявления о зачете (возврате) налога на момент принятия решения о возмещении суммы налога является обязательным условием для начисления предусмотренных пунктом 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации процентов.