Найти в Дзене
Вера в большом городе

Страстная неделя: что происходит в церкви, воспоминание о страданиях Господних

Страстная седмица - последняя неделя перед главным праздником для всех христиан пасхой, самое напряженное время поста. По церковной традиции в эти дни полагается строгий пост: понедельник - минимум пищи(вода и хлеб), вторник и среда сухоядение, в Великий четверг разрешена постная пища с добавлением масла, пятница - полный отказ от еды, суббота - сухоядение. Богослужения страстной недели отличаются от обычных. С понедельника по среду совершается литургия преждеосвященных даров. Святые дары, которые предлагаются верующим, были освящены в предыдущее воскресенье, и хранились в алтаре храма. По уставу это богослужение должно осуществляться в вечернее время, в некоторых храмах до сих пор совершают эту службу после захода солнца. То есть, у христиан есть возможность посетить службу в будний день, исповедоваться и причаститься, как в воскресенье. Литургия пронизана покаянным духом, в определенные моменты службы верующие молятся на коленях. Преломление хлеба на ней не совершается, святые дары

Страстная седмица - последняя неделя перед главным праздником для всех христиан пасхой, самое напряженное время поста. По церковной традиции в эти дни полагается строгий пост: понедельник - минимум пищи(вода и хлеб), вторник и среда сухоядение, в Великий четверг разрешена постная пища с добавлением масла, пятница - полный отказ от еды, суббота - сухоядение.

Богослужения страстной недели отличаются от обычных. С понедельника по среду совершается литургия преждеосвященных даров. Святые дары, которые предлагаются верующим, были освящены в предыдущее воскресенье, и хранились в алтаре храма.

По уставу это богослужение должно осуществляться в вечернее время, в некоторых храмах до сих пор совершают эту службу после захода солнца. То есть, у христиан есть возможность посетить службу в будний день, исповедоваться и причаститься, как в воскресенье.

Литургия пронизана покаянным духом, в определенные моменты службы верующие молятся на коленях. Преломление хлеба на ней не совершается, святые дары уже находятся на жертвеннике.

Накануне четверга, в среду вечером совершается всенощнее бдение с исповедью. В чистый четверг также можно причаститься перед пасхой. В народе он и называется чистым, не от того, что у людей есть привычка ходить в баню, а из-за внутреннего очищения от грехов.

Великий четверг - это воспоминание тайной вечери Христа и его учеников.

Песнопения из службы в четверг Страстной седмицы Великого Поста
Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
«Сын Божий! сделай меня ныне участником Твоей тайной вечери (удостой причаститься), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».

Страстная пятница посвящена воспоминанию крестных страданий Христа и его смерти. В церквях служится чин погребения и выносят плащаницу. Литургии нет, священнослужители одеты в черное.

На утрене читают 12 евангелий, которые рассказывают о аресте, суде, распятии и погребении Христа. Все эти отрывки затрагивают последние часы жизни Спасителя.

Порядок чтения Двенадцати Евангелий:

Ин. 13:31, 18:1 — прощальная беседа Иисуса с учениками (13—16-я главы) и первосвященническая молитва (17-я глава),
Ин. 18:1-28 — арест Иисуса в Гефсиманском саду, суд первоосвященника троекратное отречение Петра,(в изложении Иоанна)
Мф. 26:57-75 — суд первосвященника Каиафы, троекратное отречение Петра (в изложении Матфея),
Ин. 18:28-19:16 — тайная беседа Иисуса с Пилатом, суд Пилата (в изложении Иоанна Богослова),
Мф 27:3-32— самоубийство Иуды, суд Пилата (в изложении Матфея), Иисус в претории, крестный путь Иисуса(в изложении Матфея),
Мк 15:16-32— Иисус в претории, крестный путь Иисуса(в изложении Марка), распятие Иисуса, насмешки над Ним,
Мф. 27:33-54— распятие Иисуса, насмешки над Ним, крестная смерть и сопровождающие её знамения,
Лк. 23:32-49 — молитва распинаемого Иисуса, исповедание благоразумного разбойника,
Ин. 19:25-37— Богородица и Иоанн у креста, крестная смерть, прободение копьём,
Мк. 15:43-47— Иосиф Аримафейский у Пилата, погребение Христа (в изложении Марка),
Ин. 19:38-42 — погребение Христа (в изложении Иоанна Богослова),
Мф. 27:62-66 — стража у гроба.

В промежутках между Евангелиями поются стихиры, напоминающие о неблагодарности и сребролюбии Иуды, еврейского народа, осудившего Иисуса Христа на смерть. Затем читаются Царские часы, ветхозаветные паремии.

Порядок евангельских чтений:

  • 1 час: Мф. 27:1-56;
  • 3 час: Мк. 15:16-41;
  • 6 час: Лк. 23:32-49;
  • 9 час: Ин. 18:28-40 и Ин. 19:1-37.

Таким образом, все вместе четыре евангельских чтения полностью охватывают события Великой пятницы (кроме прощальной беседы Иисуса с учениками и первосвященнической молитвы).

После чтения царских часов, в 15:00, час смерти Христа происходит вынос плащаницы.

-2

Великая суббота - Христос лежит во гробе, воскресение не наступило. Время грусти и ожидания. Воспоминание погребения Христа и Его сошествия в ад.

В день Великой Субботы Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению.
Иосиф купил плащаницу — длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа.

По окончании Литургии Великой Субботы поется пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и происходит освящение куличей и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

Литургия Великой Субботы. Митрополит Антоний Сурожский:

Бывает, что после долгой, мучительной болезни умирает человек; и гроб его стоит в церкви, и, взирая на него, мы проникаемся таким чувством покоя и радости: прошли мучительные дни, прошло страдание, прошел предсмертный ужас, прошло постепенное удаление от ближних, когда час за часом человек чувствует, что он уходит и что остаются за ним на земле любимые.

А в смерти Христовой прошло и еще самое страшное – то мгновение Богооставленности, которое заставило Его в ужасе воскликнуть: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?..

Бывает, стоим мы у постели только что умершего человека, и в комнате чувствуется, будто воцарился уже не земной мир – мир вечный, тот мир, о котором Христос сказал, что Он оставляет Свой мир, такой мир, какого земля не дает.

И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.

И вот мы трепетно будем ждать того мгновения, когда сегодня ночью и до нас дойдет эта победоносная весть, когда мы услышим на земле то, что в преисподней гремело, то, что в небеса пожаром поднялось, услышим это мы и увидим сияние Воскресшего Христа…