Найти тему
Газета Четверг

Главные роли Николая Пушкарёва

Самый взрослый актёр Лицейского театра о премьерной работе, жизненном пути и творческих поисках

С чего начинается профессия актёра? С мечты о сцене, о великих ролях? С желания выразить себя и своё отношение к миру через искусство перевоплощения? Актёр Лицейского театра Николай Пушкарёв считает, что его на сцену привела сама судьба, иначе как объяснить то, что все, даже самые запутанные жизненные пути-дорожки, выводили его к свету рампы?

Мы встретились с Николаем в уютном помещении Лицейского театра вскоре после премьеры спектакля «Кабала святош» (18+) по пьесе Михаила Булгакова, где он играет главную роль – великого драматурга Мольера. Знакомое по театральным спектаклям и «из телевизора» лицо, особая стать и выразительный голос собеседника не оставляли сомнений в том, что передо мной актёр театра и кино, но уж слишком явно проступал не вписывающийся в атмосферу театрального закулисья другой образ.

– Николай, как вы попали на тернистый актёрский путь? В какой момент почувствовали желание играть на сцене?

Семья у меня совершенно нетворческая, я понятия не имел, что такое актёрская профессия. Учился в школе №68 Ленинского района (которую чуть раньше, кстати, окончила и заслуженная артистка России Татьяна Филоненко), и вот в 5-м классе на каком-то певческом конкурсе ко мне подошла руководитель детской театральной студии Людмила Григорьевна Шурыгина и спросила: «Хочешь стать актёром?» Наверное, это был момент, определивший мою судьбу. С 5-го по 10-й класс я участвовал в спектаклях, а потом Людмила Григорьевна сказала: «Ну, давай поезжай, поступай в театральное». И я отправился в Иркутск и поступил в Иркутское театральное училище.

Первый курс сдал экстерном, так как призвали в армию.

Это была та «трудная» армия, о которой пишет Евгений Гришковец, служивший примерно в то же время на Русском острове?

Я служил в 1980–1982 годах на Дальнем Востоке на границе, в 59-м Хасанском краснознамённом ордена Кутузова пограничном отряде. Полгода отучился в школе сержантского состава в Ханкайском районе и был старшиной заставы. Сложновато было в школе, так как бегали по три – пять километров, а служба на заставе была нормальной, нормальной для парня школой жизни. Инцидентов не было, как-то раз случайно зашли на нашу территорию охотники из Китая. А так границу нарушали только барсы, медведи да тигры.

Тигра видели?

Тигр – зверь осторожный, не подпускает близко. Видел только следы. То, что хозяин тайги рядом, только по собаке видно – её трясёт, скулить начинает и жмётся к вожатому.

После армии что-то изменилось?

Я вернулся «на гражданку» повзрослевшим, стал по-другому смотреть на всё, что происходило вокруг, и учился я уже не с таким огоньком, как прежде. Но Иркутское театральное училище окончил. В то время это было престижное учебное заведение, где работали замечательные педагоги. Там я познакомился с писателем Владимиром Крупиным, Александра Вампилова, конечно, уже не застал, он погиб на Байкале в 1972 году. Но директор училища Александра Даниловна Коновалова много о нём рассказывала. Александра Даниловна, бывшая женой поэта, сама много общалась с литераторами и своих учеников приобщала к писательскому миру.

– Иркутское театральное училище стало для вас alma-mater, задавшей курс не только в профессии, но и в чём-то определившей жизненную позицию?

Не только в училище, но и в самом Иркутске была другая атмосфера. Промышленный Омск с его военными предприятиями в то время был закрытым городом, а в Иркутске на улице можно было запросто увидеть, как принято сейчас выражаться, афроамериканцев, для меня это было… необычно. Иностранцев, которые приезжали на Байкал, было очень много. Вообще ощущалось там как-то больше свободы.

Пока учился, я много узнал о декабристах, которые в культурном пространстве Иркутска оставили заметный след. На местном кладбище, которое было рядом с нашим общежитием, похоронены Бестужевы-Рюмины, Лунины… Остались дома, где они жили, есть музей декабристов. В 1975 году в Иркутске Владимир Мотыль снимал фильм «Звезда пленительного счастья». Всё это привнесло в мою студенческую жизнь особое чувство сопричастности к чему-то большому и настоящему.

В Иркутске я познакомился с работой в кинематографе – попал на съёмки фильма Евгения Евтушенко «Детский сад».

В училище меня приняли в партию. Не могу сказать, что этот шаг был моим сознательным выбором, скорее, следовал общему правилу: «Есть такое слово – НАДО». Парторгом училища был Леонид Викторович Мацуев – отец нашего знаменитого пианиста Дениса Мацуева, которому было тогда лет пять. За 70 копеек быстро восстановили потерянный комсомольский билет, кандидатским стажем мне зачли два года армейской службы, и так я стал членом КПСС. Когда Денис приезжал последний раз в Омск с концертом, мы встречались с Леонидом Викторовичем, но он сказал, что совершенно не помнит о том случае.

Как складывалась судьба после Иркутска?

Я отправился поступать в Щукинское в Москву, но не поступил. Юрий Васильевич Катин-Ярцев посоветовал мне поработать какое-то время. И по рекомендации Александры Даниловны Коноваловой я поехал в Благовещенск. Директором Амурского областного театра драмы был Николай Фёдорович Стародуб – мощный человек. Коллектив постоянно выполнял социалистические планы, получал премии, театр был хорошо финансово обеспечен. Так что когда я приехал туда работать, мне дали ставку 110 рублей вместо 100. Проработал я в театре около двух лет и в 1987 году вернулся в Омск – отец приболел, да и после смерти Николая Фёдоровича мне в Благовещенске стало не так комфортно.

В Омске вёл театральную студию в Доме пионеров Ленинского района, где я жил и живу. Позже поступил в Омский филиал Алтайского института культуры, который впоследствии присоединили к нашему университету им. Достоевского, окончил его в 1993 году. Там познакомился с Сергеем Леонидовичем Рудзинским – основателем «Пятого театра», в котором я проработал 21 год.

Почему ушли из « Пятого»?

За 20 лет многое изменилось, труппа полностью обновилась, а я почувствовал себя лишним – в спектаклях не был занят. Честно сказать, хотел вообще уйти из профессии. И снова отправился в столицу, на поиски новых смыслов. Москва открыла передо мной новые возможности: снимался в кино, служил в двух театрах. С 2013 года работал в Московском областном государственном Камерном театре, который через полгода, к сожалению, закрыли, и в «Театре на Покровке» у Арцибашева. Но после смерти Сергея Николаевича снова оказался в родном городе.

Среди этих житейских бурь для семьи нашлось место?

В 1989 году я женился. Родилась дочка, в 1991-м появился сын. Моя жена художник, работает в Доме пионеров.

Для вас существует жизнь вне сцены? Чем увлекаетесь?

Очень люблю ездить в лес. Раньше увлекался рыбалкой. Последнее время увлёкся виноделием. Лет пять назад впервые сделал вино из винограда, а теперь выращиваю его на своём участке. Из ягоды тоже хорошее вино получается, особенно из костяники. Чтобы получить литр напитка, нужно собрать ведро ягоды, но оно того стоит. Сейчас в моём «арсенале» пять сортов авторского вина.

Вообще люблю в земле копаться, люблю природу. Люблю собак. В армии работал с собаками, и сейчас у меня живёт огромный пёс.

Как оказались в Лицейском театре?

– С руководителем Лицейского театра Сергеем Родионовичем Тимофеевым мы были знакомы ещё в мою бытность актёром «Пятого театра». Он ставил там спектакль «Вождь краснокожих», в котором я был занят. И давно приглашал к себе. Так что после Москвы я пришёл в Лицейский и сразу попал в материал. Служу здесь уже почти десять лет.

Лицейский – театр молодёжный. Как складываются отношения с коллегами?

Порой бывает сложновато, они совсем другие, иногда даже трудно понять, на каком языке они говорят. Но, по большому счёту, взаимопонимание на сцене есть – ребята, которые были какое-то время назад любителями, сегодня стали профессиональными актёрами. Это чётко проявилось в работе над спектаклем по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош», который поставил Алексей Осипов. Труппа работала слаженно, с большой отдачей, вкладывая огромное количество энергии.

Вы играете в спектакле Мольера. Как бы вы определили философию своей роли?

Вначале вышел на сцену чисто интуитивно, считая, что Алексей взял меня на эту роль «по возрасту». Но постепенно стал осознавать её глубину: Мольер как «простой человек» не менее интересен как «великий человек». Более того, в образе Мольера присутствует и сам Булгаков. Так от первоначальной лубочной линейности роль расширяется до многомерного, глубокого полотна. А значит, даёт возможность для разных трактовок на сцене.

Какую роль считаете главной в вашей жизни?

Роль сына. Роль отца и деда. Это самые важные мои роли.

Беседовала Лана ПЕТРОВА.