Найти тему
Мэрия Казани

Учитель года Казани Екатерина Лисина: «При чтении книг современные дети будто попадают в машину времени»

Фото: Управление образования Казани
Фото: Управление образования Казани

Учитель русского языка и литературы полилингвального комплекса «Адымнар» Екатерина Лисина стала абсолютным победителем городского конкурса «Учитель года» и вошла в пятерку лучших педагогов Татарстана. В интервью порталу KZN.RU она рассказала, почему сложная литература полезна для детей и для чего книги нужно перечитывать, об общении с подростками, поиске ошибок в объявлениях и использовании гаджетов.

«Подростковый возраст – это не навсегда»

Каким, на ваш взгляд, должен быть современный учитель? Какими навыками и знаниями обладать?

С одной стороны, учитель – это тот, кто остается вечно юным, потому что проводит очень много времени с детьми и подростками. А с другой стороны, в учителе есть мудрость, которая позволяет принимать людей такими, какие они есть, и не пытаться их переделать. Все дети разные, и даже если у ребенка нет выдающихся способностей по твоему предмету, то у него множество других талантов. Я не устаю восхищаться нашими детьми, которые посещают различные кружки – изучают музыку и искусство, языки, занимаются в спортивных секциях.

Уважение к личности – это обязательное качество педагога. Без любви к детям и к своему делу очень сложно, важно находить свой ключик к каждому ученику. Перешагивая каждый день порог школы, учитель должен понимать, что это по любви.

Фото: личный архив Екатерины Лисиной
Фото: личный архив Екатерины Лисиной

Также для педагога важен профессионализм, когда ты благодаря своим знаниям можешь заинтересовать ребят новым материалом. На уроках русского языка я стараюсь рассказывать ученикам как можно больше интересного, например, они любят старославянский язык, им нравится изучать, как менялся и развивался язык. Часто того, что написано в учебнике, не хватает детям, они самостоятельно ищут дополнительную информацию, а потом рассказывают мне интересные факты.

Есть мнение, что работать с детьми и подростками становится все труднее. Действительно ли это так?

Кто-то из психологов сказал, что подростку нужно еще больше любви и заботы, чем новорожденному ребенку, и это действительно так. Когда растет бабочка, мы же не стараемся как можно скорее вытащить ее из кокона, мы ждем нужного момента. Так же и с детьми. Нужно понимать, что подростковый период не навсегда. Я советую родителям запастись терпением, проявить мудрость, потому что подростковая неопределенность, поиски себя – это нормальный процесс. Нужно просто наблюдать, направлять, принимать и ждать, потом уже интересно посмотреть, каким вырастет ребенок.

«Как говорил Набоков, хороший читатель – это «перечитыватель»

Поделитесь секретом: как можно заинтересовать современных детей классикой, произведениями из школьной программы? Например, замотивировать на прочтение «Войны и мира», «Анны Карениной» Толстого или «Преступления и наказания» Достоевского. Нужно ли, по-вашему, пересмотреть список литературы для школьников?

Как я уже говорила, к каждому ребенку нужен свой подход – кому-то необходимо дать время на размышления, а кому-то сказать: «Не читай», и ему захочется заглянуть в книгу. Когда ученики сами спрашивают у меня, что им почитать, я уточняю, чем они интересуются, и исходя из этого подбираю для них произведения классической литературы. Иногда я предлагаю детям посмотреть фильм, а после – прочитать книгу, или наоборот. Это определенно развивает кругозор.

Своим ученикам я всегда говорю, что читать книги и говорить грамотно – это не обязательство, и уровень владения языком у людей может различаться. Дело в том, какими мы хотим видеть себя. Но если оценки через какое-то время будут неважны, то знания останутся с нами навсегда.

Фото: Управление образования Казани
Фото: Управление образования Казани

Например, я училась в физико-математическом классе, и мы почти не изучали русский язык и литературу. Но после школы я поняла, что хочу стать лингвистом. И те знания, которые я получила в школьные годы, мне пригодились уже на первом курсе университета. Даже сейчас иногда, когда дети рассказывают о сложностях с математикой, я предлагаю им помочь разобраться вместе, они удивляются, но с радостью соглашаются.

В свое время я также занималась в художественной школе. Да, я не стала художником, но хорошо знаю связь литературы, истории и художественного искусства. Нужно копить знания, пока у тебя есть возможность, а потом уже пользоваться ими.

Что касается школьной программы, наверное, некоторые произведения не соответствуют тому возрасту, в котором их предлагают изучать. Здесь я следую примеру педагога Виктора Федоровича Шаталова, который говорил, что нельзя упрощать. Когда мы читаем какое-то произведение, я не упрощаю сложный материал. Например, при знакомстве с «Муму» в пятом классе я рассказываю о борьбе Тургенева против крепостного права.

Какие произведения, по вашим наблюдениям, вызывают наибольший интерес у современных школьников и почему?

В программе 5-6 классов есть действительно серьезные произведения. Недавно мы читали «Чудесного доктора» Александра Куприна – это история очень бедной семьи, которая была вынуждена жить в подвале. Социальная проблема неравенства поднимается в повести Владимира Короленко «Дети подземелья». В прошлом году мы читали произведение «Петька на даче» Леонида Андреева.

Ребенку из современного мира очень полезно знакомиться с подобными произведениями, чтобы осмыслить, что не всегда люди жили в таких условиях, как сейчас. Например, когда мы изучали рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро», ребята не могли понять, как главный герой – мальчик – мог заблудиться в тайге и почему родители сразу же не забрали его. Я объяснила им, что тогда не существовало навигаторов и выйти из леса можно было только по зарубам на деревьях или по солнцу.

Фото: Управление образования Казани
Фото: Управление образования Казани

Как мы знаем, многие произведения основаны на реальных событиях. Через книги ребята погружаются в совершенно непривычную для них обстановку, как будто попадают в машину времени. Многие факты их очень удивляют, поэтому им интересны эти произведения.

Конечно, когда ты читаешь книгу в 10 лет, она производит на тебя одно впечатление, а когда перечитываешь в 20 лет, ощущения будут совсем другими. Поэтому хороший читатель, как говорил Владимир Набоков, это «перечитыватель».

«Спрашиваю у учеников: «Неужели ваш мир сосредоточен в маленьком пространстве телефона?»

Как вы отнесетесь к тому, что ваши ученики будут слушать аудиокниги?

У каждого человека разные каналы восприятия. Мне трудно читать произведения на электронном носителе и слушать аудиокниги, я приверженец бумажных изданий, когда нужно самому перелистывать страницы, а буквы рождают образы. Однако, например, моему ребенку трудно воспринимать информацию через чтение, поэтому мы начали учить стихотворения – я читаю ему, а он запоминает. Цель чтения – впитать в себя книгу, получить эстетическое удовольствие и почерпнуть для себя что-то новое.

Используете ли вы социальные сети для обучения детей? И какие-то есть современные форматы, чтобы педагог был на одной волне со школьниками?

У меня есть чат с учениками и родителями, куда я часто отправляю различные лекции психологов и педагогов, видеоуроки и другие материалы, которые помогут им стать богаче интеллектуально, подробнее разобраться в какой-то теме. Например, мы с ребятами очень любим вместе искать ошибки в уличных объявлениях, фотографии которых скидываем в наш чат. Это интересно и объединяет, в то же время это один из способов развития.

Если говорить про гаджеты в целом, то когда я вижу, что ребята часто пропадают, так сказать, в черном прямоугольнике – телефоне или планшете, всегда их спрашиваю: «Неужели ваш мир сосредоточен в таком маленьком пространстве? Неужели вы хотите его поместить только туда, он ведь необъятный?» Они вздыхают и убирают гаджет. Я считаю, что нужно фильтровать контент ребенка, особенно в нынешнее время.

Фото: Управление образования Казани
Фото: Управление образования Казани

Быть на одной волне со школьниками не значит уходить в какое-то панибратство. Это здорово – интересоваться тем, чем интересуются дети. Они часто присылают мне смешные картинки или мемы, а я в ответ отправляю им картину какого-нибудь художника. Да, может быть, не все ее заметят, но какая-то часть увидит, и это будет маленьким шажком к их эстетическому развитию.

«Конкурс – это выход из зоны комфорта»

Почему вы решили принять участие в конкурсе «Учитель года»?

Не могу сказать, что это была моя личная инициатива, поучаствовать мне предложила завуч. Раньше я работала в Лениногорске, поэтому мне было очень интересно посмотреть на казанских учителей. Все-таки разница между конкурсным движением в маленьком и большом городе велика. Соперники очень сильные интересные личности и педагоги.

Конкурсные испытания муниципального этапа в Казани гораздо сложнее, чем в другом городе, потому что повторяют испытания, с которыми участники сталкиваются на республиканском этапе. Мы готовили медиавизитки о себе, создавали личный сайт или информационный портал, проводили урок и воспитательное мероприятия – у меня оно было на тему экологии. Далее на мастер-классе учителя показывали методики, которые они используют в работе, делились своим педагогическим опытом. Завершились конкурсные испытания пресс-конференцией, на которой вопросы задавали родители, дети и выдающиеся деятели культуры, образования и науки.

Фото: Город Казань KZN.RU / Марат Мугинов
Фото: Город Казань KZN.RU / Марат Мугинов

Мне кажется, что подобные состязания – это выход из зоны комфорта, возможность развиться и не застаиваться в своих ежедневных рутинных задачах. Когда участвуешь в таких конкурсах, дело не в месте, которое ты занимаешь по итогу, потому что результат есть всегда – это личностное развитие.

Как вы думаете, что помогло вам прийти к победе?

Не могу сказать, что целью была победа, просто вместе с нашим коллективом мы делали качественно свою работу, как привыкли к этому в «Адымнар». Я за то, чтобы любой урок был интересным и профессионально продуманным.

Секрет успеха – это любовь к своему делу, без нее лучше не браться ни за что, а также профессионализм. Конечно, не обойтись без поддержки коллег. Когда они встретили меня после победы, я им сказала, что это и их заслуга. Во время конкурса за меня переживали все: от поваров столовой до охранника школы.