Чтобы стать руководителем, особенно продвигаясь с низов, требуются и компетенции, и личные качества, и опыт, и везучесть (в разных смыслах этого слова), и удачное стечение обстоятельств, и желание, в конце концов. Обо всем этом можно писать долго и со вкусом.
И можно сколько угодно спорить о том, стоит ли нервное здоровье начальника беспечной и почти сытой жизни рядового сотрудника, воплощающего высшую нервную волю? Но тут так, – если запал уже горит, то разговоры в сторону. А стоит как можно быстрее и точнее прицелиться, чтобы действовать наверняка.
Ниже – программа действий – максимально коротко и по существу.
Если вы хотите стать руководителем, то сделайте следующие шаги:
- Посмотрите на то, как работает ваш нынешний руководитель. Выделите черты его работы, благодаря которым он руководит подчиненными так, что они делают всю работу вашего подразделения. Что во взаимоотношениях руководителя и подчиненных вы хотели бы оставить (если бы стали их начальником), а что изменить? – составьте максимально проработанный перечень.
- Посмотрите непредвзято на свои личные качества, опыт, компетенции, знания, амбиции, уровень ответственности. Обладаете ли вы достаточным набором для того, чтобы построить взаимодействие с подчиненными согласно вашему перечню из п.1? Тут так - если ваши навыки или личные качества будут недостаточными или не будут вызывать уважение у ваших сотрудников, то вам рано или поздно придется выполнять работу за сотрудников и постоянно их контролировать.
- Если вы увидели, что ваших личных качеств недостаточно, то – есть ли у вас понимание, каким образом и как быстро можно их подтянуть до требуемого уровня или выработать с нуля? Также в этом случае задайте себе вопрос: есть ли у вас возможности и желание развивать себя? И где найти соответствующие ресурсы?
- Готовы вы этим заняться? Тогда еще несколько вопросов. Как создать поддерживающую и помогающую вашим изменениям атмосферу дома и с помощью ваших друзей? Также – может ли и как вам помочь проработать себя психолог, коуч, наставник, тренер?
Я сам в свое время был начальником ИТ отдела в очень большой компании. Наша компания очень активно развивалась – и сотрудники, особенно те, кто хорошо работал и был на хорошем счету, получали предложения стать руководителями расширяющихся подразделений. Дело реально доходило до слез (у женщин, конечно), поскольку они не были готовы и не хотели становиться начальниками. Потому что это должно было привести к изменению устоявшихся взаимоотношений в коллективе, когда они из круга друзей и соратников, делающих одно общее дело, должны выделяться на должность руководителей. Для многих женщин очень важна атмосфера на работе, и переживания о том, что атмосфера изменится, были для них очень важным фактором при принятии решения. Некоторые из них, не смотря на опыт, компетенции, личные качества, пытались отказаться, но быстрое развитие событий, отсутствие на рынке специалистов соответствующей квалификации (компания была крупным оператором телекома) и взрывной рост компании не позволяли найти другие решения. Решение было найдено в том, чтобы дружескую и благожелательную атмосферу создать на новом уровне – на уровне всех новых начальников, выдвинувшихся из числа прежнего коллектива сотрудников. Мы устраивали вечеринки, на которых можно было обмениваться своими находками, делиться проблемами и получать дружеское соучастие. И через несколько месяцев все наладилось. Более того, команда новых руководителей стала показывать очень значимые результаты, поскольку они стали нести дух единой команды, где все болели за результаты друг друга.
Но вернемся и продолжим тему. Можно найти великое множество материалов о том, что требуется от хорошего руководителя – но по большей части все это только теория. Гораздо важнее практика – как и что конкретно делать, чтобы стать хорошим руководителем.
И если после проделанного ранее краткого обзора вы готовы работать и двигаться к вашей цели, то идем дальше.
- Найдите возможность посмотреть на то, как ваш нынешний руководитель взаимодействует с его вышестоящими начальниками и главой компании. Выделите те качества, благодаря которым он у них на хорошем счету или хотя бы просто более-менее устраивает в качестве начальника своего подразделения.
- Опять проанализируйте свои личные и деловые качества на предмет соответствия вашего уровня ожиданиям вышестоящих руководителей.
- Опять посмотрите, что и как нужно проработать вам в своих компетенциях и в своем характере.
- Готовы вы заняться этим? Отлично! Кстати, посмотреть наверх очень полезно – очень вероятно, что вам туда.)))
Дополнительные вопросы:
- Умеете ли вы договариваться? Каков ваш стиль, когда вы договариваетесь с членами вашей семьи? С вашими детьми? С равными вам сослуживцами? С начальниками? – Чем отличается ваш подход к ведению переговоров в разных таких случаях? Когда вы наиболее успешно достигаете своих целей в переговорах?
- Умеете ли вы делегировать работу, задания, ответственность, частью свои собственные компетенции, частью принятие решений?
- Умеете ли вы одной фразой снять напряжение? – пошутить, поменять настроение команды веселым ободряющим призывом, разрешить сомнения сотрудников твердым «надо!» - ?
- Умеете ли вы переключаться и отдыхать?
- Умеете ли вы, заходя домой, оставить работу и весь ваш статус за дверью вашего дома, и быть дома самым любимым и самым счастливым человеком?
Чем меньше начальников над головой, тем чище небо.
Свобода, осознанность, уверенность, высота!
Хотите стать руководителем?!
Работаем!
Ну а если есть затруднения – то разберемся именно с вашими конкретными ситуациями.
Запись на индивидуальную работу - Whatsapp или Telegram – приходите!
Автор: Азаров Игорь Александрович
Психолог, Бизнес-психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru