– Как ты не понимаешь, что я не хочу на физкультуру? – заплетаю Полине утром волосы перед школой.
Это не истерика, даже уже не слёзы, это просто вопрос, почему я не понимаю, что ей не хочется на физкультуру.
А как я должна понять? Я не видела учителя, не знакома с ним. Нытьё девчонок слышала, их жалобы тоже, что вот он придёт на собрание и расскажет родителям, как они себя ведут на уроке.
– А ещё он двойки ставит в журнал! – ахают они.
– Он в курсе, что у вас безотметочная система? – интересуюсь у детей.
Пожимают плечами. С родителями ждём, что учитель придёт на собрание. Ситуация же должна проясниться.
Два собрания прождали, он не пришёл.
Встречаем детей после уроков, смотрим, учитель идёт. Ловим его.
– Я же приходил к вам на собрание.
– Не приходили! – восклицаем мы.
– Тогда, значит, не к вам, – бодро отвечает он.
Окей. К другим, значит, он ходит, а нас игнорирует?
Когда я работала в школе, настраивала себя на то, что я вот не буду такой родительницей, которая докапывается до всего. Буду. Буду такой, которая заглядывает в душу ребёнка и интересуется тем, что там происходит.
После 10 минут общения с учителем я поняла, почему Полина не хочет ходить на физкультуру. Я бы тоже не хотела. Мы просто на разных волнах.
Он не монстр, в этом я убедилась. Он даже очень классный в своих глазах. А я вот не люблю таких. Которые кайфуют от того, какие они классные, а всем тревожным мамам рекомендуют принять ванну и расслабиться. Со мной это не работает. У меня обратная реакция, я напрягаюсь.
Он с каким-то даже восторгом о том, что ему дают классы на перевоспитание, что с дисциплиной у него порядок, а дети, которые не хотят заниматься, они и не будут любить физкультуру. Соглашаюсь и как будто даже начинаю верить, что нам с ним повезло.
Но первый класс. Кого там перевоспитывать? Запугивать отметками и родителями? Я сама вела физкультуру в первом классе и не думаю, что такие приёмы честные.
Я понимаю, что тут больше не сбылись мои ожидания. Мы переехали, чтобы Полине было удобнее. Я вложилась, создала ей комфортные условия для учёбы. А тут два дня в неделю просто вылетают из моей придуманной картины мира, потому что там физкультура. Можно и перетерпеть, это же школа, не все любят школу, не всем нравятся все учителя. Но это не второстепенный для меня предмет.
Я не могу молча терпеть и соглашаться с тем, что да, Полина получит бесценный опыт общения с людьми, с которыми ей не хочется общаться. Я получу своё понимание – классно быть взрослым и выбирать, с кем тебе комфортно взаимодействовать.
У меня были ситуации в школе, когда мне хотелось, чтобы за меня заступились взрослые. Родители не вмешивались, потому что проще было объяснить мне, как не реагировать, чем донести мысль до учителя, что с детьми так нельзя. И вот это желание, что за меня не заступались, а я буду, оно осталось.
Я буду показывать Полине, что я с тобой. Я буду показывать учителям, что с нашими детьми так нельзя. Нельзя обзывать, нельзя запугивать. Для некоторых учителей наши дети будут очередными, одними из, у них таких за тридцать лет работы было столько… Но иногда опыт не так важен, как умение уважать ребёнка.
Меня можно обвинить в гиперопеке или в том, что я всегда найду повод для возмущений. Можно сказать: «Иди сама работай в школе, чего ушла?» А можно поделиться своим мнением, как вы решаете такие моменты? Вмешиваетесь? Предоставляете свободу ребёнку самому справиться? Молча выслушиваете?