Одна из самых таинственных картин мировой живописи изображает молодую купеческую чету. Впервые в истории супруги изображены соединив руки, а не порознь и не по отдельности, и это одна из первых особенностей полотна. Интересно, что супруг подает левую руку, что было на тот период символом неравного брака.
Ян ван Эйк был признанным мастером символизма: до сих пор ведутся споры относительно того, какие смыслы были заложены практически в каждую деталь портрета.
Джованни и его жена Джоанна одеты строго, но изысканно. Платье у обоих подбито мехом: куньим (вторым по дороговизне) у Джованни и беличьим у Джоанны. Головные уборы – соломенная итальянская шляпа и кружевная вуаль с богатой отделкой.
Женщина одета в наряд зелено-синих тонов, объемные складки на талии и длинный подол – указание на принадлежность к аристократии. Только зажиточные горожане могли себе позволить такое роскошное платье и слуг, чтобы те несли подол. Цвета платья символизируют влюбленность, верность, молодость и чистоту.
Наиболее вероятная версия изображения двойного портрета – помолвка. Церемония имела юридическое значение и должна была проходить в присутствии двух свидетелей. Эту версию доказывает зеркало на задней стене и два человека, отраженные в нем. Вполне вероятно, что одной из фигур был сам живописец.
Искусствоведы считают, что ван Эйк изобразил себя и супругу. Подтверждение этой догадки можно найти в надписи над зеркалом: «Johannes van Eyck fuit hic», т. е. «Ян ван Эйк был здесь».
Символично и положение героев в комнате: Джованни стоит со стороны открытого окна, которое становится символом выхода во внешний мир, его обувь повернута к свету. Джованна расположена со стороны кровати как хранительница очага. Четки являются символом благочестия и традиционным подарком новобрачным. Справа от зеркала — щетка — атрибут трудолюбия будущей супруги, а рядом с ней находится фигурка св. Маргариты, покровительницы будущих рожениц.
Символов и образов в этой работе великое множество. Тщательная проработка деталей и модельность образов дают возможность каждому зрителю по-своему интерпретировать картину и находить в ней свой, индивидуальный смысл.