Найти тему
Александр Дедушка

Что означает выражение «нести свой крест»? А если от него отречься?

С крестом
С крестом

Это выражение не раз встречается в словах Иисуса Христа, говоря современным языком, оно в Его высказываниях стало своеобразным «мемом».

Есть смысл с ним разобраться.

Вот типичное высказывание Христа на этот счет:

«И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Мф. 10. 38-39.

Следующий стих после упоминания о кресте говорит о смерти, значит, эти понятия неразрывно связаны друг с другом.

То есть «нести свой крест» - это значит, в конце концов, умереть.

Что ж – тот случай, когда Иисус Христос просто предвидит конец Своей жизни и экстраполирует его на жизнь всех Своих последователей.

Он Сам понесет Свой крест на Голгофу, где будет распят – то же самое ждет и всех Его учеников.

И некоторые из них действительно были распяты по примеру Иисуса Христа (Андрей, Петр, Филипп, Варфоломей, Фаддей).

Естественно, что они тоже несли свои кресты, как это было заведено у древних, к месту распятия.

Это есть прямое значение слов Христа о кресте.

То, что это так, Христос неоднократно подчеркивает.

Так после жесткой отповеди Петру, хотевшего «пожалеть» Христа от предсказанного Им распятия, Он добавляет, обращаясь уже ко всем ученикам:

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Мф. 16.24.

Однако и в этих словах, как и в других, виден и некий переносный смысл в словах Христа о кресте.

Ведь крест предлагается взять еще до фактического распятия – в самом начале своего следования за Христом, как доказательство возможности следования за Ним.

Богатому юноше, которого Христос полюбил, лишь раз взглянувши на него, Он тоже говорит:

«…одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест». Мк. 10.21.

Мы можем предположить, что этого юношу смутило не только повеление о раздаче имущества, но и упоминание о кресте.

Что ж – переносный обобщающий смысл несомненен.

И по святоотеческому толкованию «нести свой крест» и означает быть христианином. Только быть не на словах, а на деле.

Фактически жизнь христианина есть подготовка к распятию. Это и есть несение креста своей жизни перед тем, как ты будешь распят.

Но только таким образом можно попасть в Царство Небесное – только через крест. Христос был распят, и каждый христианин должен быть распят.

Другого пути в Царство Небесное нет.

Вот пара высказываний святых отцов на этот счет:

«Нет другого ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова». Св. Игнатий Брянчанинов.

«С креста не сходят – с креста снимают, а бежать от креста – это бежать от Христа». О. Иоанн Крестьянкин.

Есть и еще одно понимание слов о несении креста, как об особом призвании каждого к перенесению тех или иных тягот жизни.

Это те тяготы, которые тяжелы и мучительны, но от которых невозможно никоим образом избавиться. Перед которыми остается только смириться и нести их в виде своего «креста».

У кого-то – это тяжелые неизлечимые болезни, у кого-то – непослушные, нечестивые или развращенные дети, у кого-то – сварливые или неверующие родственники, у кого-то – неподдающиеся исправлению мучительные страсти.

Список можно продолжать до бесконечности, но суть остается одна – распятие для христианина начинается с несения того или иного «креста».

Нет креста - нет христианина. Это должно быть признано за аксиому.

А что же мы? Как мы подходим под все эти «крестоношения»?

Увы – мало что есть сказать утешительного.

Начнем с того, что никто из нас не хочет быть «распятым» по примеру Иисуса Христа.

А ведь без этого распятия в Царство Небесное не попадешь.

Но мы не хотим распятия!!!... Так какие же мы тогда христиане?

Несение креста к этому итоговому распятию нас тоже совсем не привлекает.

Мы, наоборот, всячески отпихиваемся от разного рода «крестов», которые выпадают нам в жизни.

А если о какого-то не сможем увернуться, и он нас все-таки придавит (например, тяжелая болезнь), то начинаем роптать и опять же молим Бога поскорее избавить нас от этого креста.

Да - совершенно забыв о том, что благодаря этому кресту мы еще имеем хоть какое-то право называться христианами. А не будет его – и мы никто.

Увы – нам. Отрекаясь от креста, мы отрекаемся от Христа.

Какое нам будет оправдание?