Это выражение не раз встречается в словах Иисуса Христа, говоря современным языком, оно в Его высказываниях стало своеобразным «мемом».
Есть смысл с ним разобраться.
Вот типичное высказывание Христа на этот счет:
«И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Мф. 10. 38-39.
Следующий стих после упоминания о кресте говорит о смерти, значит, эти понятия неразрывно связаны друг с другом.
То есть «нести свой крест» - это значит, в конце концов, умереть.
Что ж – тот случай, когда Иисус Христос просто предвидит конец Своей жизни и экстраполирует его на жизнь всех Своих последователей.
Он Сам понесет Свой крест на Голгофу, где будет распят – то же самое ждет и всех Его учеников.
И некоторые из них действительно были распяты по примеру Иисуса Христа (Андрей, Петр, Филипп, Варфоломей, Фаддей).
Естественно, что они тоже несли свои кресты, как это было заведено у древних, к месту распятия.
Это есть прямое значение слов Христа о кресте.
То, что это так, Христос неоднократно подчеркивает.
Так после жесткой отповеди Петру, хотевшего «пожалеть» Христа от предсказанного Им распятия, Он добавляет, обращаясь уже ко всем ученикам:
«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Мф. 16.24.
Однако и в этих словах, как и в других, виден и некий переносный смысл в словах Христа о кресте.
Ведь крест предлагается взять еще до фактического распятия – в самом начале своего следования за Христом, как доказательство возможности следования за Ним.
Богатому юноше, которого Христос полюбил, лишь раз взглянувши на него, Он тоже говорит:
«…одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест». Мк. 10.21.
Мы можем предположить, что этого юношу смутило не только повеление о раздаче имущества, но и упоминание о кресте.
Что ж – переносный обобщающий смысл несомненен.
И по святоотеческому толкованию «нести свой крест» и означает быть христианином. Только быть не на словах, а на деле.
Фактически жизнь христианина есть подготовка к распятию. Это и есть несение креста своей жизни перед тем, как ты будешь распят.
Но только таким образом можно попасть в Царство Небесное – только через крест. Христос был распят, и каждый христианин должен быть распят.
Другого пути в Царство Небесное нет.
Вот пара высказываний святых отцов на этот счет:
«Нет другого ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова». Св. Игнатий Брянчанинов.
«С креста не сходят – с креста снимают, а бежать от креста – это бежать от Христа». О. Иоанн Крестьянкин.
Есть и еще одно понимание слов о несении креста, как об особом призвании каждого к перенесению тех или иных тягот жизни.
Это те тяготы, которые тяжелы и мучительны, но от которых невозможно никоим образом избавиться. Перед которыми остается только смириться и нести их в виде своего «креста».
У кого-то – это тяжелые неизлечимые болезни, у кого-то – непослушные, нечестивые или развращенные дети, у кого-то – сварливые или неверующие родственники, у кого-то – неподдающиеся исправлению мучительные страсти.
Список можно продолжать до бесконечности, но суть остается одна – распятие для христианина начинается с несения того или иного «креста».
Нет креста - нет христианина. Это должно быть признано за аксиому.
А что же мы? Как мы подходим под все эти «крестоношения»?
Увы – мало что есть сказать утешительного.
Начнем с того, что никто из нас не хочет быть «распятым» по примеру Иисуса Христа.
А ведь без этого распятия в Царство Небесное не попадешь.
Но мы не хотим распятия!!!... Так какие же мы тогда христиане?
Несение креста к этому итоговому распятию нас тоже совсем не привлекает.
Мы, наоборот, всячески отпихиваемся от разного рода «крестов», которые выпадают нам в жизни.
А если о какого-то не сможем увернуться, и он нас все-таки придавит (например, тяжелая болезнь), то начинаем роптать и опять же молим Бога поскорее избавить нас от этого креста.
Да - совершенно забыв о том, что благодаря этому кресту мы еще имеем хоть какое-то право называться христианами. А не будет его – и мы никто.
Увы – нам. Отрекаясь от креста, мы отрекаемся от Христа.
Какое нам будет оправдание?