Её называли «русской Мэрилин Монро».
Жизнь Изольды Извицкой была полна неожиданных поворотов. Сначала она вопреки обстоятельствам стала актрисой, следом получила всемирную известность и популярность, а затем в один миг растеряла все то, что строила годами. Sport24 рассказывает историю одной из самых успешных актрис советского кино.
Случайное имя
У семьи Извицких была известная легенда, связанная с происхождением имени нашей героини. Когда совсем маленькую Изольду принесли из роддома домой, ее отец побоялся брать девочку на руки — настолько хрупкой и прекрасной выглядела будущая суперзвезда. У нее была одна особенность — ее кожа была очень белой, как будто прозрачной. Кто-то из близких пошутил: «Да она как будто изо льда!». Последние два слова у него слились воедино, и всем очень понравилась идея так и назвать девочку — Изольда.
Актерская карьера
Извицкая мечтала стать актрисой после просмотра известных в советское время картин — «Веселые ребята», «Цирк» и «Волга-Волга». А ее ролевой моделью была блестящая Любовь Орлова. Однако одного желания Изольды для достижения цели было мало. К тому же против этого занятия выступал отец девушки. Василий Герасимович Извицкий считал съемки в кино несерьезным занятием. Помог случай — в одной из постановок драматического кружка ее заметил главный режиссер Дзержинского драмтеатра Борис Райский. Он в тайне от отца Изольды занимался с ней индивидуально. И это принесло свои плоды — обычную провинциальную девушку приняли во ВГИК. Экстремальности ситуации добавлял тот факт, что девушка уехала учиться в Москву без ведома родителей — она просто сбежала из дома, не сказав ни слова.
«Изу все любили, она была веселая, красивая — мальчишки влюблялись в нее повально. Она была очень ярким человеком. Если бы к этой яркости прибавить силу воли и духа!», — вспоминала Нина Голубева.
Оглушительный успех и любовь
После переезда в Москву жизнь Изольды неслась с бешеной скоростью. Одновременно с первыми успехами в кино она обрела свою любовь. На предпоследнем курсе она сыграла эпизодические роли в фильмах «Богатырь» идет в Марто» и «Тревожная молодость». А на съемках картины «Первый эшелон» она повстречала Эдуарда Бредуна, с которым у них закрутился роман, приведший к очень скорой свадьбе.
Занимаясь личной жизнью, наша героиня не забывала и о карьере. В 1955 году Изольда по приглашению режиссера Григория Чухрая снялась в драме «Сорок первый», которая принесла никому неизвестной выпускнице ВГИКа мировую известность. Извицкая блестяще справилась с ролью бойца Красной Армии Марии Басовой. Такого оглушительного успеха от фильма не ожидал никто, в том числе и сама Изольда. В 1956 году его посмотрели 25 миллионов человек. А все критики и зрители отмечали актерскую игру главной героини, а также ее внешность — в особенности светло-изумрудные глаза и вьющиеся каштановые волосы. После выхода картины в свет зарубежная пресса наперебой называла героиню этого текста «советской актрисой номер один».
Номинирование «Сорок первого» на 10-й международный кинофестиваль в Каннах вывело советское кино на новый уровень. Жюри фестиваля присудило картине победу в номинации «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику». Что породило новую волну восхищений красотой и актерским гением Извицкой — американские и французские газеты называли ее «русской Мэрилин Монро». А в Париже в честь Изольды даже было открыто кафе. Настоящее сумасшествие.
Несмотря на обрушившуюся на Изольду популярность, она по-прежнему снималась в кино. Но добиться такого же успеха ей так и не удалось. Вместо глубоких и драматических ролей режиссеры предлагали ей однотипных персонажей, которые были не интересны зрителю.
Алкоголизм
На смену всемирной известности и фантастическому успеху пришел серьезный спад, который актриса переживала очень тяжело. Уже через несколько лет после выхода на экраны «Сорок первого» режиссеры и продюсеры стали звонить ей все реже.
«То, что Извицкую после «Сорок первого» стали приглашать на вторые, а то и на третьестепенные роли, связано с серьезными недостатками нашей социальной системы в кино. Многие крупные, да и молодые режиссеры не хотели работать с известными артистами, стремясь из эгоистических побуждений открыть свою собственную кинозвезду. Они не заметили тех значительных возможностей, которые раскрыла в Извицкой роль Марютки», — говорил Григорий Чухрай.
Творческий кризис Изольды спровоцировал у нее бесконтрольное употребление алкоголя. И ее супруг, уже упоминаемый выше Эдуард Бредун, сыграл в этом немаловажную роль. Сам он тоже был актером, но весьма посредственным. Поэтому, по рассказам общих знакомых пары, Эдуард завидовал успехам своей жены. В результате чего неосознанно хотел нанести ей вред. Коллеги Изольды рассказывали, как та жаловалась супругу на то, что больше не может даже смотреть на алкоголь. Но тот все равно раз за разом склонял ее к выпивке.
«Именно Бредун, может быть, сам того не желая, приучил молодую жену к спиртному. Но это не помешало ему впоследствии оскорблять ее, обвиняя в пьянстве… Первый в жизни бокал шампанского актриса выпила на свадьбе, когда ей было 23 года. Потом, по инициативе Бредуна, начался длительный период домашних застолий, на которых царствовали крепкие напитки — водка и коньяк», — рассказывал Адам Бернштейн.
Друзья и знакомые актрисы из киноиндустрии прекрасно знали о тех жизненных трудностях, которые переживала героиня этого текста. Они пытались помочь ей с помощью работы и заваливали предложениями. И на короткой дистанции это помогло. После роли в фильме «Вызываем огонь на себя» Извицкая не пила около полутора лет. Но потом все началось заново. Постоянные запои известной актрисы спровоцировали расставание с мужем. А однажды, в феврале 1971 года, артистка не пришла на репетицию, которые никогда не пропускала. На телефон она тоже не отвечала. Коллеги Изольды попросили Бредуна съездить к ней на квартиру и проверить, все ли в порядке. Но Эдуарду никто не открыл. Тогда он вызвал работника ЖЭКа, который в присутствии полицейского вскрыл дверь.
«Она лежала на полу как-то боком в стеганом французском халатике, головой — на кухне, худеньким телом — в комнате. Увидев все это, Бредун громко сказал: «Уже набралась, вставай!» Но Извицкая не поднималась. На лице отчетливо проступали характерные пятна, и слесарь проворчал: «Ты что, не видишь, она же мертвая!». Я точно знаю дату ее смерти — 23 февраля», — рассказывала Татьяна Гаврилова.
Следователи предположили, что Извицкая шла на кухню, но в пути потеряла сознание и упала на пол, после чего произошла остановка сердца. Официальная причина смерти — сердечно-сосудистая недостаточность. По примерным предположениям, легендарная актриса скончалась за неделю до того, как ее обнаружили. На момент смерти Изольде было всего 38 лет.