Ну, почти по-честному. Да, я как-то стал рекордсменом мира по бегу на 10.000 метров. Результат, между прочим, был официально зафиксирован.
Вернее, как официально? Не в олимпийском протоколе, а в протоколе инспекторской проверки он был зафиксирован, инспекторской проверки военного училища, в котором я в те времена учился. И было это… дай Бог памяти, в году так 1976 – 1977-ом.
По части придумывания «развлечений» для личного состава в армии дела в те времена обстояли нормально. Сейчас, думаю, тоже. В смысле, развлечений? В смысле спортивных праздников, я имею в виду. В те времена любой государственный праздник в частях ознаменовался праздником спортивным. Приятным исключением был только Международный Женский День, который мы и любили больше всего. Больше даже 23 февраля. Почему? А в тот день не было ни торжественного построения, ни торжественного собрания, ни спортивного праздника, ни общеполковой (или общеучилищной) поверки. В общем… ПРАЗДНИК. Впрочем, я отвлёкся.
А какой вид спорта самый доступный для всех и вся во все времена? Правильно, это бег! В армии бега было много. Был просто бег, был кросс, был марш-бросок и просто пеший марш. Причём, если в обычном спорте был бег обычный, то в армии… Вот как вы относитесь к бегу на сто метров в военной форме одежды со старта лёжа? Сможете пробежать дистанцию в сто метров в сапогах, стартуя со старта лёжа за 16 секунд? (С высокого старта - 14,2 секунды.) А между тем, это был норматив всего-то второго разряда. (К слову сказать, выше нормативов и не было, ибо это даже не олимпийская дисциплина. Армейская, да и то, с натяжкой). А двадцать километров в полной выкладке сможете пробежать? Без времени, просто пробежать? Полная выкладка? Это, прежде всего, автомат, подсумки, гранатный и «магазинный», сапёрная лопатка в чехле на разгрузке, противогаз в сумке и вещмешок. В вещмешке кроме плащ-палатки и ОЗК, сухой паёк на сутки, аптечка, смена белья и боезапас. Так называемый, носимый боезапас, патроны, снаряжать разряженные магазины, гранаты… Что-то забыл? Напомните. Опять отвлёкся. Да что такое, сегодня я что-то сильно отвлечённый.
И вот к нам в училище приезжает комиссия. Проверять учебный процесс. Год, всё же, думаю, был 1976-й. В 77-ом была другая проверка, мы участвовали в 19-ом армейском смотре-конкурсе спортивной работы. Где, кстати, училище заняло третье место в Союзе.
Нет, тут просто комиссия, проверяет учебный процесс, физическую подготовку в том числе. В программе проверки наша рота должна бежать кросс 10 километров. Кросс, не марш-бросок. То есть, без оружия, но в военной форме. Бежим на полигоне. Командир роты, как всегда: «Ребята, не подкачайте! Мы одна команда! Если кто-то подкачает, увольнений никому не видать…» Шучу! Командир у нас был добрый. Конечно, видать будет всем. Но издалека. Не выходя за КПП.
Надо тут сказать про комиссию. Возглавлял её генерал-лейтенант. Причём фронтовик. Старенький, но боевой. Не Герой Советского Союза, но орденов! В том числе и ордена Красной Звезды (три!), Красного Знамени, Александра Невского, не говоря уже об Отечественной Войне (Хотя это, считаю, главный орден тех людей, как и медаль «За победу над Германией»…
С ним целая толпа офицеров, каждый своё направление обучения проверяет.
И вот наша рота на полигоне. Бежим десять километров. Маршрут знакомый до боли, бегали тут со времён КМБ (Кто не в курсе, что это такое, КМБ, того бы на эти самые курсы, курсы молодого бойца направить. В жизни, уверен, пригодятся. Не воевать, но… Хотя бы с людьми адекватно общаться. И из автомата стрелять куда надо. Как тогда говорили? На огневой подготовке учат стрелять, а на политической - в кого. Опять отвлёкся.) Проверяющие дистанцию перемеряли раз сто. Шучу. Про сто. Просто перемерили, чтобы не обмануться.
Наш старшина, старший сержант Го… Впрочем, не важно, в военном училище сержанты и старшины, может на первых курсах как-то и отличаются от курсантов, но все же понимают, что в итоге все будут в одном звании. Лейтенантами. Так что старшина – это тот же курсант. И мало ли как судьба после выпуска сложится, начальник может стать подчинённым, а подчинённый, наоборот, начальником. Прецеденты, кстати, были и на моей памяти, надо будет рассказать как-то о них.
Так вот, старшина и говорит: «Пацаны!» - Если честно, то мы для него пацанами и были, большинство из нас поступили в училище после школы, а он-то уже полтора года прослужил на срочной, до старшего сержанта там дослужился. (В армии время быстро летит, год-полтора – практически другое поколение.) Вот он и говорит:
-Пацаны, ротного подводить неохота, бегаем мы все хорошо, но давайте пробежим ещё лучше. Срежем немного, мы же все знаем, где срезать можно, вот тут, у озера генерала Петрова.
-Ага! Мы-то знаем, но и наши тоже знают.
-Вот! Тут ключевое слово – наши! Наших не будет. А они? Они и не заметят, как мы между вот этих курганов проскочим, петлю спрямим. Ну что, замётано? Все за мной?
-Замётано!
Да и что не замести-то? Если можно пробежать меньше, а результат за это получить больше, кто же в здравом уме и доброй памяти откажется? Никто. А здравый ум в армии развивается быстро!
И вот забег. Рота стартанула, побежала, на ключевых точках вроде как проверяющие стоят, но это же предгорья! Здесь всё непредсказуемо.
Короче, прибегаем мы, финиш, все в мыле, средняя Азия, лето, чего вы хотите? Но результат офигительный! Генерал на секундомер смотрит – все в норматив уложились с запасом. Молодцы? Молодцы!
-Командира роты и батальона ко мне! Хорошо ребят подготовили!
Но тут к генералу, майор какой-то, тоже с секундомером в руках, и орёт, не пойми что:
-Что там у вас, майор?
-Товарищ генерал! Этот невозможно! Половина роты побила мировой рекорд в беге на десять тысяч километров! Это невозможно!
А генерал посмотрел на него. Да и говорит:
-Мировой рекорд?
-Мировой рекорд!
-Половина роты?
-Половина роты.
-Только половина... Так это что получается, другая половина роты, слабаки? Командира роты ко мне! И командира батальона!
Ваш покорный слуга, кстати, Автор этого самого лучшего из армейских, и самого армейского из лучших канала, был в той самой половине роты, которая побила мировой рекорд в беге на десять тысяч метров. Абебе Бикила отдыхает. Хотя бы потому, что он-то бегал босиком, а мы в сапогах. В сапогах, думаю, этот самый Бикила, добежал бы не до финиша, а до старшины, который их, эти самые сапоги, заставил бы его довести до естественного цвета того, в чём Бикила и бегал. До цвета "в босиком". А пока он сапоги до этого цвета доводил… Блин, запутался! Но… Вы всё поняли? Поняли, что имеете дело с мировым рекордсменом?
Вижу, что поняли. А раз вы поняли, то и я с понятием. Надо же вам дать время усвоить, что читаете вы канал не просто автора, а мирового рекордсмена в беге на 10000 метров. Престижная, кстати, дистанция.
(Похвастаюсь! На 19 армейском смотре-конкурсе спортивной работы я пробежал километр в военной форме одежды за 2 минуты 45 секунд, что было выше норматива первого разряда на 15 секунд. Но даже в тройку призёров не попал. Тут уж бежали честно, да и то, как срезать, если дистанция была по прямой, от КПП до КПП. Не срежешь!)
Один вопрос меня всё время гложет: а побил ли после этого хоть кто-то наш рекорд? Или до сих пор мне можно щёки надувать? Увы, нет ответа на этот вопрос, потому как протоколы проверки, как вы понимаете, уже недоступны. Зато некоторые четверостишия, сами знаете от кого, более чем!
Спортсмены, внимание,
Важное для вас напутствие:
После второго дыхания,
Следует оно, искусственное!
Здоровья вам! Вам и вашим близким!
И на этом всё, до новых встреч!