Декабрь 1969 года. Ночной Оренбург. Гудит сирена. Пожарная команда мчится на вызов. Горит барак, в котором живут местные рабочие. Пожар всеми силами пытаются потушить. Огонь стремительно пожирает деревянное здание. Возгорание всё сложнее контролировать. Организуют оперативную эвакуацию людей. Несмотря на все усилия, есть жертвы. Погиб 38-летний мужчина.
Драматическая сцена из прошлого – обстоятельства загадочной смерти Антона Барановского. Антон - участник и свидетель одной из ужасающих трагедий Великой отечественной войны. Он был в числе восьми человек, которым чудесным образом удалось выжить в Хатыни. Вот их имена: Иосиф Каминский (56 лет), Витя Желобкович (7 лет), Александр Желобкович (13 лет), Антон Барановский (12 лет), Мария Федорович, Юлия Климович, Володя Яскевич (13 лет), Софья Яскевич (9 лет).
Хатынь – белорусская деревня, которую вместе со всеми жителями сожгли фашисты. По официальным данным, 22 марта 1943 года каратели казнили 149 человек, 75 из них – дети. Операцию осуществлял 118 полицейский батальон. Подразделение было сформировано в 1942 году в Киеве и состояло из этнических украинцев. В народе их назвали полицаи, равносильно - предатели. Командовал расправой Григорий Васюра. Личность, требующая отдельного рассказа. Правосудие настигло этого военного преступника лишь в 1986 году. Судебный процесс состоялся в Минске. Васюра был приговорен к высшей мере наказания.
Но вернемся в 1943 год. Что предшествовало Хатынской трагедии? События того дня досконально изучены историками и восстановлены буквально поминутно. Неподалеку от деревни белорусские партизаны устроили засаду и в перестрелке убили трех немецких военных. В числе погибших был офицер, лично знакомый с фюрером, Ганс Вельке.
Разъярённые нацисты бросились на поиски партизан. Спустя какое-то время они вышли к Хатыни. Гитлеровцы врывались в дома и силой стаскивали людей в деревянный сарай. Затем заперли ворота и подожгли постройку. Внутри началась паника и давка. Под натиском тел двери не выдержали и открылись. Несчастные люди, горя заживо, бросились бежать в разные стороны. Палачи открыли автоматный огонь.
Старики, женщины, дети. Гора из полутора сотен изуродованных, обгоревших тел и уничтоженные дома – всё, что осталось от деревни.
Антон очнулся от невыносимой боли. Он был тяжело ранен в ногу разрывной пулей. Мальчик тут же вспомнил всполохи пламени. Потом он кидается бежать... Чернота. Антона Барановского нашли жители соседней деревни. Они забрали подростка и выходили как родного. После войны Антон был направлен в детский дом в Плещеницах. Позже жил в Минске. В 60-е переехал в Оренбург.
На протяжении всей жизни Антон Барановский много рассказывал о том, что случилось в родной деревне. На момент трагедии он был уже достаточно взрослым, и хорошо помнил лица и имена всех причастных к преступлению. Неожиданная гибель Антона в пожаре 1969 года как тогда, так и сегодня у многих вызывает вопросы. Но никаких признаков преднамеренного поджога до сих пор не обнаружено. Хотя в пожарном отчете указано, что очаг возгорания находился недалеко от комнаты Антона Барановского.
Деревня Хатынь – эпизод трагедии общечеловеческого масштаба. За оккупационный период с 1941 по 1944 г.г. в Белоруссии в ходе карательных операций нацистами было стерто с лица земли 5295 населенных пунктов. 628 – уничтожено вместе с населением.
В память о жертвах геноцида белорусского народа на месте деревни Хатынь в 1969 году был открыт мемориальный комплекс с одноименным названием. В 2022 году была проведена масштабная реконструкция. В «Хатыни» появились новые объекты: церковь Рождества Пресвятой Богородицы и Музей памяти жертв белорусского народа.
Современному человеку сложно представить, как реальность превращается в кромешный ад. Но так ли прочна эта грань? Защищены ли мы, люди 21 века, от его возвращения?