Найти в Дзене
11 ЭКЮ

Жиль де Рэ. Царство безнаказанности

C Зои Лионидас, исследователем Средневековья, переводчиком и лингвистом говорим о Жиле Де Рэ на протяжении нескольких десятков серий. Некогда герой стал творить такое, что аж вспоминать противно. Но надо. Без этого Жиль де Рэ не он.

Жиль де Рэ (здесь и далее по версии нейросети)
Жиль де Рэ (здесь и далее по версии нейросети)

- Продолжают дети пропадать?

- Вскоре после того, как новый слуга, Анрие Гриар поступил на службу, в самом замке пропал очередной мальчик по имени  Гибеле (или Жибеле) Дели. Этот сын вдовы-крестьянки имел обыкновение наведываться на кухню в городскую резиденцию барона – отель де ла Сюз, где прислуживал поварам, выполняя черную работу, к примеру, ему часто приказывали поворачивать тяжелый вертел, на котором жарились огромные куски мяса.

Однажды за этой работой ребенка застал один из баронских слуг по имени Жан Бриан, который выговорил главному повару, что тому негоже дозволять крестьянским детям ошиваться на кухне. Этот случай известен более прочих, т.к. по причинам вполне понятного характера, т.к. на кухне было достаточно много людей – поваров и их подручных. Так или иначе, мальчика увели прочь, и он пропал в никуда, вслед за остальными.

Мясо у средневекового очага
Мясо у средневекового очага

Впрочем, мать Жибеле, Жанна, в течение нескольких дней искала сына, и не найдя, принялась докучать своими вопросами супруге Бриана, и не добившись от нее никакого вразумительного ответа, в сердцах заявила, что «будто барон приказывать доставлять к себе мальчиков для последующего их убийства».

- Смелое заявление

- Неосторожные слова не прошли ей даром – в скором времени к убитой горем матери наведались слуги Жиля пригрозив той, что если она продолжит болтать, то на собственном опыте узнает, столь страшен гнев господина барона. Вдове пришлось униженно испрашивать прощения, на чем дело в тот момент остановилось. Все случившееся относилось, по воспоминанием самой Жанны Дели и еще нескольких человек – ко времени «Великого Поста 1438 года», зато во время процесса вдова потрудилась самолично прибыть в Нант, чтобы во время процесса прилюдно обвинить своего мучителя.

16 июня того же года пропал Жан Жанвре, ученик местной приходской школы, заодно поступивший в качестве пажа в все в тот же отель де ла Сюз. В данном случае, «дело» было сопряжено с определенным риском, т.к. отец мальчика состоял на службе у одного из младших детей герцога Бретонского. Впрочем, Жиль, как обычно, на подобные мелочи внимания не обращал. Мальчик исчез в никуда, и уже во время процесса Пуату признался, что Жиль собственноручно расправился с ребенком на глазах у него самого и еще пары слуг.

Средневековый мальчишка
Средневековый мальчишка

- Как же всё это у них получалось. Так легко и безнаказанно.

- Наиболее ясно механизм «обработки» очередной жертвы можно проследить из следующего примера. Четырнадцатилетний подросток, сын Жана и Николь Юберов, по свидетельству родителей и соседей, отличавшийся красотой, а заодно бывший одним из самых прилежных учеников местной школы, однажды попался на глаза одному из слуг барона по имени Пьер Жаке, прозванному по месту своего рождения Принсе. Этот самый Принсе наведался в дом Юбером 17 июня, где рассыпался в похвалах в адрес их сына, и пообещал тому сытую и беспечную жизнь при особе Жиля де Рэ, а также отличную карьеру на поприще личного баронского лакея, тем более, что по словам Принсе, старший постельничий – Пуату, собирался оставить службу, и на его место срочно требовался новый человек.

Обхаживания продолжались в течение восьми дней, причем никаких шагов к тому, чтобы мальчик мог начать свою великолепную карьеру так и не предпринималось. Создавалось впечатление, что болтливый Принсе попросту тянет время, так что родители ребенка, в конечном итоге потеряв терпение, посоветовали хвастуну либо исполнить собственные обещания, либо позволить их сыну возвратиться в школу. Как выяснится позднее, проблема состояла в том, что барон еще не успел прибыть, и до этого момента требовалось попросту потянуть время. Однако, понимая, что щедрое вознаграждение уплывает из рук, Принсе немедля развил бурную деятельность, передав ребенка под опеку Анрие Гриара и некоего «шотландского дворянина», состоявшего на службе Жиля. Этого бравого вояку, которого свидетели дружно именуют «Спадин», на процессе мы не увидим. Как видно, вслед за всеми прочими, шотландец вовремя успеет бежать.

Убегающий шотландец
Убегающий шотландец

- Но, так или иначе, мальчика Жана Юбера приставили к уборке личных покоев барона. Через несколько дней ему позволили еще раз наведаться к родителям, которые были приятно удивлены богатому платью, в которое был одет их сын. Посему, они легко поддались на уговоры, позволив ребенку уже окончательно поселиться в отеле де ла Сюз, куда пять дней спустя наконец-то прибыл барон.

В последний раз наведавшись к матери с большой белой булкой в руках (юный Жан Юбер особенно гордился, что булку по приказу барона специально испекли в честь начала его постоянной службы в качестве пажа), рассказал, что господин барон отнесся к нему весьма благосклонно, приказал убрать в комнатах, и, довольный результатом, угостил мальчика белым вином. В этот последний визит юный Жан Юбер рассказал, что новый господин собирается отбыть в долгое путешествие и непременно желает взять его с собой. Это случилось в конце июня 1438 года. Мать и отец благословили ребенка в путь, после чего их сын, как того и следовало ожидать – пропал в никуда.

- Бедный мальчик. И ведь как информация распространялась медленно. Сколько детей пропало, а всё верят, что именно к их ребёнку отнесутся благосклонно. Пытались узнать, что стало с сыном?

- Множество раз после того Жан и Николь Юберы пытались добиться у слуг барона, а также у шотландца ответа на вопрос, что произошло с их сыном, и почему он не возвращается домой. Шотландец грубо ответствовал, что не нанимался в няньки, и если сын Юберов исчез, винить они в этом могут только самих себя, прочие слуги отвечали невпопад, явно пытаясь уйти от неприятной темы, однако, их ответы сводились к тому, что ребенок попал к «хорошему дворянину и он осыплет его милостями».

Впрочем, как раз, дурная слава, которая упорно росла и ширилась, привела к тому, что на счет Жиля де Рэ стали записывать всех без разбора исчезнувших детей. Однако, об этих «сомнительных» случаях мы поговорим уже в следующий раз…

Продолжение следует, а пока следует напомнить нашим читателям, что все части нашего рассказа можно найти здесь, а ещё не забудьте поставить лайк, ну а если не подписались, то самое время.