Можно ещё назвать статью "Проект Чёрный лебедь", но это название скучное. И не отражает всей сущности статьи.
Мел Фишер, который пятнадцать лет искал затонувший галеон "Нуэстра сеньора де Аточа" и не предполагал, наверное, что его методы так быстро устареют. "Аточу" он, кстати, нашёл, в 1985 году. И груза поднял не много, не мало - но на сумму около 450 млн долларов, причем предполагают, что ещё столько же осталось на дне. Но всего через девять лет оказалось, что нет нужды цеплять на винты буксиров всякие приблуды для создания "нисходящего потока воды", который будет разбрасывать песок. И даже лично спускаться под воду необязательно.
Компанию "Odyssey marine exploration inc" (OMEX) в 1994 году образовали два предприимчивых человека, Джон Моррис и Грег Стэмм. Естественно, для того, чтобы окупить вложения, они избрали самый простой, как им казалось, путь - найти несколько затонувших кораблей, желательно - с ценным грузом. Ну а потом, выведя баланс компании "в плюс", заняться непосредственно "marine exploration", т.е. - морскими исследованиями. Чем, кстати, OMEX до сих пор и занимается, разведкой месторождений полезных ископаемых на морском дне. Но первую прибыль компании принесли всё же "сокровища затонувших кораблей" - и они же причинили немало неприятностей и убытков.
В отличие от Мела Фишера, "Одиссеи" сделали ставку на механизацию процесса, что, как известно, повышает производительность труда. И расширяет горизонты - управляемый глубоководный аппарат может "нырнуть" гораздо глубже, чем обычный аквалангист или водолаз.
А подводная фотосъёмка позволяет составлять довольно точные карты морского дна, обследуя место крушения корабля "Republic", специалисты ОМЕХ сделали 2500 снимков, чтобы составить план расположения его обломков. Кстати, именно "Republic" принесла "Одиссеям" известность, хотя и была не самым главным проектом. Главным в то время был британский военный корабль "Sussex."
"Sussex" - британский линейный корабль третьего класса, входил в эскадру адмирала Уиллера, отправленную в декабре 1693 года в Средиземное море для соединения с испанским флотом. Перевозил 10 тонн золота, предназначенного для герцога Савойского, как плата за союз против Франции. 27 февраля около Гибралтара эскадра Уиллера попала в шторм. Затонуло 12 кораблей, "Sussex" - в том числе.
К поискам "Sussex" компания приступила в 1998 году. В 2001 году ОМЕХ объявила, что место кораблекрушения установлено, с достаточно высокой степенью вероятности. Начались переговоры с британским правительством.
Главной подлостью, простите - тонкостью в этом деле является то, что груз военного корабля принадлежит той стране, которой принадлежит и сам корабль, и неважно, где конкретно этот корабль находится, пусть даже на морском дне. Поэтому, прежде чем приступить к обследованию предполагаемого места крушения "Sussex", "Одиссеи" заключили с Британией договор, сколько и кому причитается, в зависимости от ценности груза. По мере нарастания стоимости, процент, причитавшийся ОМЕХ, становился меньше. Общая стоимость груза составляла предположительно 500 млн долларов, если бы "Одиссею" удалось поднять всё - ему полагалось сорок процентов. А если найдётся "всего на сорок миллионов" - восемьдесят процентов получит "Одиссей". Но суммы в любом случае немаленькие. Договор заключили в 2002 году, и работа закипела… но кипела она недолго.
Уже в 2003 на деятельность OMEX начали поступать жалобы примерно такого плана - "Какого чёрта частная компания занимается археологическими работами без привлечения соответствующих специалистов." В дальнейшем "огоньку" добавило испанское правительство, всерьёз обеспокоенное тем, что "Одиссеи" могли найти не британский корабль, а испанский галеон. А значит, всё найденное принадлежит Испании. Неясный статус Гибралтара только добавлял жару, Испания признавала международными водами лишь акваторию порта. То, что вне акватории - территориальные воды Испании, а "Sussex" как раз в них и утонул. Так что в 2005 году правительство Испании и Андалусии предъявили ОМЕХ претензии и потребовали разъяснений, каковые ОМЕХ предоставила к полному удовлетворению обеих сторон в 2006 году. В 2007 испанцы разрешили ОМЕХ продолжить работу, но только если к исследованиям присоединятся испанские археологи. Но тут стало известно, что "пока суд да дело", ОМЕХ переключилась на проект "Чёрный лебедь", о котором толком никому и ничего не было известно. Только то, что ведутся поиски кораблей, затонувших в Ла-Манше, естественно, британских - поскольку с Британией договор был заключён. И в мае 2007 "Одиссеи" объявили о грандиозном успехе, наверное потому, что скрыть такую добычу было попросту невозможно.
17 тонн золотых и серебряных монет, в основном серебряных - всё это было в спешном порядке доставлено в Гибралтар, а потом прямым авиарейсом отправлено в Тампу, штат Флорида, город, в котором находится штаб-квартира ОМЕХ. Представитель ОМЕХ также обратился в суд, и на груз был наложен арест, до той поры, пока не удастся его точно идентифицировать и установить принадлежность. И вот тут испанское правительство заинтересовалось уже всерьёз.
Предположения о том, что ОМЕХ ищет совсем не то, о чём сообщает, высказывались давно. Только доказательств не было, а тут, на тебе - доказательств целых семнадцать тонн, запакованных в 551 контейнер - только, увы, недоступных для изучения. На вопрос "откуда деньги, Билли?", ОМЕХ отделалась, точнее - попыталась отделаться сообщениями, что место кораблекрушения не раскрывается в интересах следствия, то есть - науки, и экспертиза монет проводится, да, вот ещё чуть-чуть - и проведётся. А пока - вот вам фотографии. Только сняты монеты были так, что определить их принадлежность было очень затруднительно. И ещё мы предполагаем, заявили "Одиссеи", что наконец нашли "Royal Merchant", ещё один британский корабль.
И ещё одно фото, для комплекта:
"Royal Merchant" проводил торговые операции в Вест-Индии с 1637 по 1640 год, в 1641, при возвращении в Англию, капитан сделал остановку в Кадисе для ремонта, ведь, как ни странно, Англия и Испания в то время между собой не воевали. И здесь капитан "Royal Merchant" увидел шанс подзаработать немного деньжат.
Сгорел испанский корабль, который должен был отвезти жалованье солдатам Фландрской армии, и капитан Лимби вызвался доставить испанскую военную казну в Антверпен по пути домой. Испанцы согласились, задержка жалованья солдатам часто служила причиной бунтов, и в сентябре "Royal Merchant" покинул Кадис, имея на борту помимо собственного груза (золото и серебро на полтора миллиарда долларов, если считать в современных деньгах) ещё и полмиллиона испанских серебряных песо. Однако ремонт корабля был проведён крайне неудовлетворительно, снова открылась течь, а в довершение ко всему - сломалась помпа. 27 сентября 1641 года "Royal Merchant" пошёл на дно вместе со всем грузом, но капитану и большей части матросов удалось спастись на шлюпках.
Вот этот корабль ОМЕХ и попыталась выдать за источник поднятых сокровищ - ну а что, ведь там были испанские монеты, кроме английского золота? Вот их-то мы и нашли, вот, видите - на фотографиях сплошь одни пиастры!
Однако испанцы тоже оказались на лыком шиты, несмотря на затенение монет на снимках, экспертам удалось установить, что эти монеты были отчеканены в восемнадцатом веке, стало быть, никак не могли находится на борту корабля, утонувшего в середине семнадцатого. И потребовали:
А. Предоставить оригиналы монет;
Б. Точно указать место, где их нашли.
А поскольку "Одиссеи" не горели жаждой сотрудничества, в том же мае 2007 года Испания обратилась в американский суд с иском, требуя возвращения сокровищ, которые испанцы некогда честно отняли у индейцев. А теперь, видите ли, американская компания пытается "грабить награбленное", только Испания практически уверена в том, что ОМЕХ нашла место, где англичане утопили фрегат "Нуэстра Сеньора де лас Мерседес", о чём, кстати, на канале есть статья.
Тут и правительство Перу проявило корыстный интерес, ведь некоторая часть серебра на "Мерседес" имела перуанское происхождение, но Перу довольно быстро утихомирили, объяснив, что после объявления независимости, бывшая испанская колония не может считаться правопреемником. Осталось отсудить то, что *Одиссеи" вывезли в Америку, и принять меры, чтобы они ещё чего-нибудь не нашли - поэтому согласие на проведение работ в районе "Sussex" Испания аннулировала, а исследовательский корабль ОМЕХ "Odyssey Explorer" был попросту взят на абордаж. Едва капитан вывел своё судно из Гибралтара, к нему тут же подвалили суда испанской Гражданской гвардии, представители которой поднялись на борт, невзирая на протесты капитана и находившихся там же, на борту, журналистов. А чтобы представители прессы не слишком разевали рты, у них отобрали все носители информации, после чего корабль отвели в Альхесирас, где он и стоял, пока испанский суд не признал факт задержания неправомерным. Но дело было сделано, продолжить "раскопки" "Мерседес" американцы не смогли, а потом и права такого не имели - суд признал правоту испанских властей, и обязал ОМЕХ вернуть всё найденное Испании. Правда, благодаря многочисленным апелляциям, процесс возвращения растянулся на пять лет, но в феврале 2012 года монеты были возвращены.
И ещё одно фото, вблизи:
Возможно, если бы представители ОМЕХ обратились к Испании сразу после того, как нашли "Мерседес", им что-нибудь и перепало из её груза, а так - увы. Испанцы заявили, что поскольку "Мерседес" военный корабль, то всё, что будет найдено, является культурным и историческим наследием Испании. Но злоключения ОМЕХ, связанные с "Мерседес", на этом не закончились.
В 2015 году окружной суд обязал компанию выплатить штраф в 1 млн долларов "за недобросовестное и оскорбительное судебное разбирательство", причём судья отдельно отметил тот факт, что "Одиссеи" ни разу не обратились к испанцам за помощью в идентификации найденного судна, хотя испанские эксперты могли значительно ускорить этот процесс. Что поневоле заставляет задуматься об истинных мотивах, которыми ОМЕХ руководствуется, и целях, которые компания перед собой ставит.
Алёна ©
P.S. А ведь главное-то и забыла. Монеты, поднятые с "Мерседес" оценили в 500 млн долларов, на сегодня это самый ценный найденный клад. А самый ценный не найденный - тот самый "Royal Merchant", который безуспешно разыскивают до сих пор.
P.S.S. И кстати, сегодня знаменательный день! День космонавтики, это само собой, но и каналу ровно два года! 🎂🎉🍾