Драма «Возвращение», которую режиссер Андрей Звягинцев снял в начале своей карьеры, попала в число величайших фильмов 21 века по версии зарубежного издания «The Hollywood Reporter».
Кинолента 2003 года выпуска – единственный российский проект, который оказался в престижном списке наравне с «Черной пантерой», «Назови меня своим именем» и южнокорейскими «Паразитами». Наша полнометражка «с мужским характером» расположилась на 32 месте из 50 возможных в топовом чарте.
Подобный рейтинг в 2019 году составлял и американский журнал «Rolling Stone», где среди 50 кинокартин также оказался очередной проект нашего кинодраматурга – «Елена» (2011) с Надеждой Маркиной и Андреем Смирновым в главных ролях.
Подробнее о сюжете и создании «Возвращения», а также об участниках съемочного процесса и других наградах 106-минутной работы Звягинцева – в материале издания «Кинопроба».
Золотой кинодебют
Отечественная премьера трагической картины «Возвращение» состоялась 16 октября 2003 года. Это был первый полнометражный проект Андрея Звягинцева, который дебютировал в качестве режиссера в 2000-м году с многосерийным триллером «Черная комната».
Мировая общественность познакомилась с творчеством россиянина немногим раньше – 29 августа на 60-ом Венецианском кинофестивале. И сразу же два заветных «Золотых льва» – лучший фильм и режиссерский дебют – оказались в руках новичка индустрии, которого в том же году Европейская киноакадемия нарекла «открытием года».
Спустя год в руки к начинающему режиссеру попали отечественная «Ника» и «Золотой орел» за лучший фильм. Отмечены престижными наградами были операторская работа Михаила Кричмана, который в дальнейшем снял Звягинцеву «Левиафан», «Нелюбовь» и «Изгнание», а также звукорежиссура Андрея Худякова.
Фильмография Звягинцева насчитывает пять драматических кинолент, известных практически каждому россиянину, куда также входят: «Изгнание» (2007), вышеупомянутая «Елена», а также номинанты на премию «Оскар» – «Левиафан» (2014) и «Нелюбовь» (2017). Однако именно в «Возвращении» можно познакомиться с авторским стилем режиссера, приверженца «черной» или даже «суровой» драматургии. И пусть он там совсем немного подражает своему более опытному коллеге Андрею Тарковскому, «звягинский» почерк отчетливо читается даже самым заурядным зрителем.
Все заканчивается там, где началось
Звягинцев сразу бросает зрителя в «гущу событий», не растрачивая ценные кадры на предисловие – все необходимое он и так объяснит публике по ходу сюжета, и с первого же кадра совершает инверсию повествования. Зрителям демонстрируется таинственная затонувшая лодка, «ключик» к которой найдется ближе к финалу.
После этого зрителей знакомят с двумя главными героями – Андреем и Иваном – с которыми им предстоит провести целую экранную неделю: с воскресенья по субботу. Это два брата в исполнении Владимира Гарина («Хрусталев, в машину!») и Ивана Добронравова («Нулевой пациент»), живущих с матерью – Наталия Вдовина («Серебряный волк»).
Неожиданно в их по-ребячески беззаботной жизни возникает отец в исполнении Константина Лавроненко («Территория»), которого они знают лишь по фотографии 10-летней давности. Появление этого странного и чужого мужчины, просящего называть его «папой», навсегда переворачивает их спокойный и правильный детский мирок.
Отсутствующий родитель решает в скорейший срок наверстать упущенное. Сначала этот, так называемый «летчик дальнего плавания», увозит их в путешествие до соседнего города, а после – предлагает пожить в палатках на заброшенном острове, где можно целыми днями рыбачить. На первый взгляд предлагаемое времяпрепровождение звучит, как райские выходные счастливых детей в компании заботливого и любящего отца.
Только вот «каникулы» оказываются такими же нежеланными и диковатыми, как их родственник, который надеется за неделю воспитать в ребятах «настоящих мужчин». Да и мальчишки, вместо безропотной любви, начинают испытывать лишь страх, а также все меньше верят в их родственные связи с папой, который может быть замешан в преступных деяниях. Поскольку новоиспеченный папаша то лупит и хамит братьям, то бросает одних разбираться в непредвиденных ситуациях, то передумывает играть в родителя и собирается уехать восвояси.
Но как бы все друг друга не ненавидели к этому моменту фильма, троица все же добирается до заветной «точки В». Того самого заброшенного острова, где им предстоит выживать ближайшие пару дней, а нам – лицезреть кольцевую композицию фильма и черно-белые фотографии главных героев из этого «трипа».
Роковое «Возвращение»
Итоговая версия сценария принадлежит Владимиру Моисеенко и Александру Новотоцкому, работавшим над военным триллером «12» Никиты Михалкова. При этом их первоначальный проект назывался «Отец», и должен был являться как бы воспоминаниями двух главных героев из далекого прошлого. Сорокалетние братья, эмигрировавшие из российской глубинки, могли бы сидеть на балконе своего дома в Нью-Йорке и делиться впечатлениями от пережитых в детстве событий.
Однако финал у «Возвращения» иной, да и сняты все «живописные этюды» исключительно на русской земле – под Санкт-Петербургом, в окрестностях Ладожского озера и Финского залива. По словам Звягинцева, возглавляемая им съемочная группа исколесила все интересные места: Сосново, Приозерск, Зеленогорск и Выборг, отбирая лучшие локации.
Исполнители центральных ролей тоже выбирались со всей скрупулезностью, ведь именно в детских персонажах заключался весь «цимус» постановки. И прежде, чем в Москве нашелся Иван Добронравов, а в Петербурге – Владимир Гарин, авторами было рассмотрено около 600 кандидатов. Ведь Звягинцеву нужны «два юных Бурляева из «Андрея Рублева».
Стоит отметить, что «Возвращение» было высоко оценено не только профессиональными обозревателями и представителями мировой киноиндустрии, но и зрительской публикой. При стартовом бюджете картины в 400 тысяч долларов, только домашняя премьера принесла создателям кассу в 550, 2 тысячи долларов. А после проката по Испании, Италии, Франции, США и другим странам, дебютное творение Звягинцева заработало 4,4 млн долларов – превосходный результат, особенно по меркам «нулевых» годов.
Однако Владимиру, сыгравшему старшего брата Андрея, не удалось дожить до премьеры второго фильма с его участием. Летом 2003 года 16-летний подросток погиб в одном из Приозерских водоемов Ленинградской области – неподалеку от одной из съемочных точек.