Найти тему
Кинопроба

Новый триумф «Возвращения» Звягинцева: победа в Венеции, горе в Петербурге и мировое признание

Оглавление

Фильм «Возвращение», 2003, Россия | kinoproba.com
Фильм «Возвращение», 2003, Россия | kinoproba.com

Драма «Возвращение», которую режиссер Андрей Звягинцев снял в начале своей карьеры, попала в число величайших фильмов 21 века по версии зарубежного издания «The Hollywood Reporter».

Кинолента 2003 года выпуска – единственный российский проект, который оказался в престижном списке наравне с «Черной пантерой», «Назови меня своим именем» и южнокорейскими «Паразитами». Наша полнометражка «с мужским характером» расположилась на 32 месте из 50 возможных в топовом чарте.

Подобный рейтинг в 2019 году составлял и американский журнал «Rolling Stone», где среди 50 кинокартин также оказался очередной проект нашего кинодраматурга – «Елена» (2011) с Надеждой Маркиной и Андреем Смирновым в главных ролях.

Подробнее о сюжете и создании «Возвращения», а также об участниках съемочного процесса и других наградах 106-минутной работы Звягинцева – в материале издания «Кинопроба».

Кадр из фильма «Возвращение», 2003, Россия.
Кадр из фильма «Возвращение», 2003, Россия.

Золотой кинодебют

Отечественная премьера трагической картины «Возвращение» состоялась 16 октября 2003 года. Это был первый полнометражный проект Андрея Звягинцева, который дебютировал в качестве режиссера в 2000-м году с многосерийным триллером «Черная комната».

Мировая общественность познакомилась с творчеством россиянина немногим раньше – 29 августа на 60-ом Венецианском кинофестивале. И сразу же два заветных «Золотых льва» – лучший фильм и режиссерский дебют – оказались в руках новичка индустрии, которого в том же году Европейская киноакадемия нарекла «открытием года».

Спустя год в руки к начинающему режиссеру попали отечественная «Ника» и «Золотой орел» за лучший фильм. Отмечены престижными наградами были операторская работа Михаила Кричмана, который в дальнейшем снял Звягинцеву «Левиафан», «Нелюбовь» и «Изгнание», а также звукорежиссура Андрея Худякова.

Фильмография Звягинцева насчитывает пять драматических кинолент, известных практически каждому россиянину, куда также входят: «Изгнание» (2007), вышеупомянутая «Елена», а также номинанты на премию «Оскар» – «Левиафан» (2014) и «Нелюбовь» (2017). Однако именно в «Возвращении» можно познакомиться с авторским стилем режиссера, приверженца «черной» или даже «суровой» драматургии. И пусть он там совсем немного подражает своему более опытному коллеге Андрею Тарковскому, «звягинский» почерк отчетливо читается даже самым заурядным зрителем.

Кадр из фильма «Возвращение», 2003, Россия.
Кадр из фильма «Возвращение», 2003, Россия.

Все заканчивается там, где началось

Звягинцев сразу бросает зрителя в «гущу событий», не растрачивая ценные кадры на предисловие – все необходимое он и так объяснит публике по ходу сюжета, и с первого же кадра совершает инверсию повествования. Зрителям демонстрируется таинственная затонувшая лодка, «ключик» к которой найдется ближе к финалу.

После этого зрителей знакомят с двумя главными героями – Андреем и Иваном – с которыми им предстоит провести целую экранную неделю: с воскресенья по субботу. Это два брата в исполнении Владимира Гарина («Хрусталев, в машину!») и Ивана Добронравова («Нулевой пациент»), живущих с матерью – Наталия Вдовина («Серебряный волк»).

Неожиданно в их по-ребячески беззаботной жизни возникает отец в исполнении Константина Лавроненко («Территория»), которого они знают лишь по фотографии 10-летней давности. Появление этого странного и чужого мужчины, просящего называть его «папой», навсегда переворачивает их спокойный и правильный детский мирок.

Отсутствующий родитель решает в скорейший срок наверстать упущенное. Сначала этот, так называемый «летчик дальнего плавания», увозит их в путешествие до соседнего города, а после – предлагает пожить в палатках на заброшенном острове, где можно целыми днями рыбачить. На первый взгляд предлагаемое времяпрепровождение звучит, как райские выходные счастливых детей в компании заботливого и любящего отца.

Кадр из фильма «Возвращение», 2003, Россия.
Кадр из фильма «Возвращение», 2003, Россия.

Только вот «каникулы» оказываются такими же нежеланными и диковатыми, как их родственник, который надеется за неделю воспитать в ребятах «настоящих мужчин». Да и мальчишки, вместо безропотной любви, начинают испытывать лишь страх, а также все меньше верят в их родственные связи с папой, который может быть замешан в преступных деяниях. Поскольку новоиспеченный папаша то лупит и хамит братьям, то бросает одних разбираться в непредвиденных ситуациях, то передумывает играть в родителя и собирается уехать восвояси.

Но как бы все друг друга не ненавидели к этому моменту фильма, троица все же добирается до заветной «точки В». Того самого заброшенного острова, где им предстоит выживать ближайшие пару дней, а нам – лицезреть кольцевую композицию фильма и черно-белые фотографии главных героев из этого «трипа».

Кадр из фильма «Возвращение», 2003, Россия.
Кадр из фильма «Возвращение», 2003, Россия.

Роковое «Возвращение»

Итоговая версия сценария принадлежит Владимиру Моисеенко и Александру Новотоцкому, работавшим над военным триллером «12» Никиты Михалкова. При этом их первоначальный проект назывался «Отец», и должен был являться как бы воспоминаниями двух главных героев из далекого прошлого. Сорокалетние братья, эмигрировавшие из российской глубинки, могли бы сидеть на балконе своего дома в Нью-Йорке и делиться впечатлениями от пережитых в детстве событий.

Однако финал у «Возвращения» иной, да и сняты все «живописные этюды» исключительно на русской земле – под Санкт-Петербургом, в окрестностях Ладожского озера и Финского залива. По словам Звягинцева, возглавляемая им съемочная группа исколесила все интересные места: Сосново, Приозерск, Зеленогорск и Выборг, отбирая лучшие локации.

Исполнители центральных ролей тоже выбирались со всей скрупулезностью, ведь именно в детских персонажах заключался весь «цимус» постановки. И прежде, чем в Москве нашелся Иван Добронравов, а в Петербурге – Владимир Гарин, авторами было рассмотрено около 600 кандидатов. Ведь Звягинцеву нужны «два юных Бурляева из «Андрея Рублева».

Стоит отметить, что «Возвращение» было высоко оценено не только профессиональными обозревателями и представителями мировой киноиндустрии, но и зрительской публикой. При стартовом бюджете картины в 400 тысяч долларов, только домашняя премьера принесла создателям кассу в 550, 2 тысячи долларов. А после проката по Испании, Италии, Франции, США и другим странам, дебютное творение Звягинцева заработало 4,4 млн долларов – превосходный результат, особенно по меркам «нулевых» годов.

Однако Владимиру, сыгравшему старшего брата Андрея, не удалось дожить до премьеры второго фильма с его участием. Летом 2003 года 16-летний подросток погиб в одном из Приозерских водоемов Ленинградской области – неподалеку от одной из съемочных точек.

Кадр со съемок фильма «Возвращение», 2003, Россия | kinopoisk.ru
Кадр со съемок фильма «Возвращение», 2003, Россия | kinopoisk.ru