Развитие инженерной деятельности, профессии инженера и специального образования.
Профессия инженера прошла долгий путь становления и развития, имеет свои особенности на каждом этапе истории. Длительное время на эту деятельность смотрели как на неблагородное дело, удел простолюдина, профессия не была популярной. Это особенно характерно для рабовладельческого общества. Хотя и здесь этой деятельностью занимались некоторые выходцы из высшего общества, но, пожалуй, это было исключением.
С переходом к феодализму возрастает количественно и качественно категория людей, занимающихся инженерной деятельностью. С развитием машинной индустрии она начинает быстро развиваться, появляется инженер-промышленник, который становится основной фигурой технического прогресса. Бурное развитие машинного производства вызвало к жизни необходимость подготовки кадров, способных решать инженерные проблемы.
Ещё в античном обществе инженерное дело впервые приобрело признаки профессии: регулярное воспроизводство, доход от занятия, определенную систему получения знаний. Появляется некоторая специальная литература и учебные пособия. В дошедшем до нас трактате Марка Витрувия Поллиона «Десять книг об архитектуре» уже имеются ссылки на более ранние работы классического периода, в которых описывались правила пропорций, производились расчеты и чертежи.
Однако, не смотря на все эти условия, античные теоретики не причисляли архитекторов к ученым мужам, а только к людям второго сорта, ближе к ремесленникам, чем к ученым. Даже Архимед, считавшийся одним из крупнейших инженеров античности, весьма скептически относился к этой профессии. Такие взгляды на роль инженера, его место в обществе хорошо отражали господствующую мораль рабовладельческого общества, которое любой физический труд признавала делом черни. В таком обществе инженеры не могли быть популярными, их престиж не был высоким. Наиболее высокопоставленные инженеры и знаменитые архитекторы - были близки к высшим слоям общества. Но большая часть античных инженеров относилась к среднему классу и занимала промежуточное положение. Обучение проходило на практике, что во многом напоминало цеховую систему подготовки - «учение – подмастерье – мастер».
Феодальное общество по сравнению с античностью характеризуется более развитыми производительными силами. Наблюдается и прогресс в становлении инженерной профессии, продолжается внутри профессиональное разделение функций. В эту эпоху вполне оформилось разделение инженеров на гражданских и военных. Эти две инженерные специальности расщепились. Особенно это было заметно на примере военных инженеров, где артиллеристы и фортификаторы, постоянно соперничая друг с другом, поочередно одерживали верх, стимулировали таким образом дальнейшее развитие техники.
Основной специальностью гражданских инженеров средневековья оставалось строительное дело. Однако, в связи с развитием металлургии, текстильной промышленности, кораблестроения и т.п. нарождается новый тип инженера-промышленника, который пока практически не отделим от высококвалифицированного мастера. Только с развитием машинной индустрии этот тип инженера вполне оформится и станет основной фигурой технического прогресса.
XVII в. является переломным в профессии инженера. Наблюдается постоянный рост общественной потребности в инженерах. Перестает удовлетворять качество их подготовки, не базирующееся на специфическом фундаментальном образовании. В массовом сознании вполне формируется понятие «инженерное дело», представляющее собой совокупность знаний и умений в самых разных областях техники: в военном деле, в гражданских областях – в строительстве, ремеслах, требующих большой выучки и высокой квалификации, кораблестроении и др. Видимо, следует считать, что первым актом институционирования профессии является выделение фортификации и артиллерии в особый род войск. Широкий размах крепостного строительства стимулировал образование особого корпуса военных инженеров. За ними были функции заложения новых и укрепления старых фортификационных сооружений, ведение осадных работ и т.п.
Инженеры стали не только многочисленной, но и престижной группой военных специалистов. Значительное влияние на рост авторитета инженеров оказывало то обстоятельство, что весьма часто изобретения исходили от незаурядных умов своего времени. Узкие специалисты были исключением, как правило, архитектор был одновременно и инженером, а иногда и художником, математиком - врачом и астрономом. В гражданских традиционных сферах производства шла постоянная борьба между изобретателями и цеховиками.
Цеховые привилегии особенно сильно стесняли всякое улучшение промышленной техники, появление новых изделий и способов. Во всяком новшестве усматривалось нарушение привилегий. Несмотря на все препятствия, инженерное дело продолжало развиваться, но вместе с тем усиливается и социально-классовая неоднородность инженерной интеллигенции. Небольшая часть её относится к высшим кругам общества, чаще всего к военной аристократии, часть примыкает к ученым. Основная же масса по своему социальному положению стоит ближе всего к ремесленникам. Такое промежуточное социально-классовое положение обуславливает тот факт, что инженеры ещё не осознают себя единой профессиональной группой с особой этикой труда, что подтверждает отсутствие у них сколько-нибудь оформленной корпорации. Факты свидетельствуют о наличии профессии «инженер» в докапиталистическом обществе, так как знания, основанные на применении технических знаний, давали регулярный доход и были для значительного круга лиц основным способом добывания средств существования.
Становление и развитие фабричного производства знаменовало начало новой эры для инженерной профессии. Отмена цехового строя и переход к свободному предпринимательству стимулировали резкое повышение инновационной активности – одно за другим были сделаны изобретения, изменившие традиционные технологии в самых различных отраслях промышленности.
Инженер уже с первых шагов фабричной промышленности вошел в качестве необходимого элемента совокупного работника, представляя собой одну из разновидностей специализированного на интеллектуальных функциях частичного рабочего. Новый этап развития профессии сопровождается возникновением не только отраслевого, но и первого функционального разделения труда. В силу организационно и технологически закрепленной расчлененности трудовых операций фабрика уже не может обходиться без персонала, главным предназначением которого является контроль и надзор.
При капитализме управление носит двойственный характер, поскольку инженер капиталистической фабрики – фигура противоречивая. Он одновременно является и наемным работником (в этом смысле близок к рабочему классу) и проводником интересов капитала (что обуславливает некоторое враждебное, настороженное отношение к нему рабочих).
Закрепление функции простого и технологического контроля за инженерами и её обособление в относительно самостоятельную положили начало расслоению, дифференциации группы, связанной с зарождением внутреннего противоречия инженерного труда, заключающегося в антитрадиционизме одной части (изобретателей) и традиционализме другой (эксплуатадионников). Это противоречие в последствии было закреплено институционально в виде различных форм обучения тех и других инженеров, их рекрутации, формирования доходов, наличия двух типов профессиональных сообществ. Это также привело к выделению в середине XIX в. в наиболее промышленно развитых капиталистических странах менеджеров в особую профессиональную группу.
Введение патентов на изобретения юридически закрепило право пользования новыми разработками с сфере промышленности. Если в условиях цеховой системы организации промышленности основной формой охраны авторского права изобретателя был законодательно не подкрепленный секрет, производственная тайна, закрывавшая почти все технические инновации, то теперь выдача патента узаконила изобретение как форму собственности.
Новые технические идеи становятся товаром и приносят немалый доход. Формируется новый взгляд на авторские права изобретателя. Трудно переоценить введение законов о патентах на изобретения, влияние его на дальнейшее развитие инженерной профессии. Изобретение становится как бы особой профессией, а внедрение науки в непосредственное производство само становится для нее одним из определяющих и побуждающих мотивов.
Если до XVII в. инженерное дело было главным образом сферы деятельности гениальных ученых либо ремесленников-самоучек, то теперь запас научных инженерных знаний становится настолько велик, что для его освоения требуется специальное техническое образование. Все ускоряющимся темпом развивается прикладная наука, которая «снисходит» к потребностям промышленности. Появляется обширная техническая литература. Создаются новые институты-школы прикладных наук, которые выпускают новый тип инженера-профессионала, обогащенного не только разнообразными знаниями, но и сознанием своей полезности.
В 1771 г. В Англии возникла профессиональная инженерная ассоциация и получила название «Общество гражданских инженеров». Основной целью этой организации был провозглашен обмен мнениями в области инженерного дела. В последствии возник институт инженеров-механиков (1847), институт морских архитекторов (1860), институт инженеров-электриков (1871) и т.д.
Кроме институтов гражданских инженеров, продолжало развиваться и военно-инженерное образование. В 1620 году во Франции основана артиллерийская школа, которая была единственной в мире в течение 50 лет. В начале XVIIIв. военные училища были открыты в Англии, Саксонии, Австрии, Франции, Пруссии. Технический прогресс, развитие специального технического образования способствовали дальнейшему углублению внутри профессионального разделения труда. Осмысление технической задачи, определение способов её решения стали заниматься инженеры-исследователи, проектировщики, технологи, труд которых стал почти неотличим от труда ученого-прикладника. Конструирование выделялось как исключительная функция инженеров-конструктов.
Развитие технических наук привело не только к глубокой дифференциации инженеров-разработчиков новой техники, но и способствовало большому сближению с учеными. Производство технических средств с каждым годом становилось все более связанным с научной деятельностью, а развитие техники – с результатом укрепляющего взаимодействия науки и производства, продуктом совокупного труда, компонентами которого является научная и практическая деятельность. Этот процесс сближения породил группу специалистов, которую сегодня называют научно-технической интеллигенции.
Инженеры в это время уже обладали, в целом, высоким общественным статусом. Привлекательным выглядели и характер труда, и высокий заработок, их роль в создании и распространении культурных ценностей. Сложилась специфическая социально-профессиональная группа инженеров с разветвленной сетью собственных институтов, регламентирующих как её воспроизводство, так и отправление основных функций.
Во второй половине XIXв. В России стремление преодолеть сильную зависимость русской промышленности от иностранных специалистов побудило правительство обратить внимание на развитие в стране системы высшего технического образования. Одним из старейших технических учебных заведений в России был Горный институт. В 1804 г. Екатериной II он был преобразован в горный кадетский корпус. Сюда принимались дети горных офицеров и чиновников, знавшие арифметику, чтение, письмо по русскому, немецкому и французскому языкам. Кроме того, на собственный счет принимались дети дворян и фабрикантов. Горный кадетский корпус считался одним из наиболее престижных учебных заведений страны.
Горные инженеры в России были особой привилегированной группой. Чиновники корпуса горных инженеров представляли особую касту и занимали только руководящие посты в отрасли. Горные чиновники уравниваются с чинами военными и пользуются всеми их преимуществами. Горные инженеры в отличие от прочих гражданских чинов носили форму военного покроя. Кроме диплома вуза, подтверждающего профессиональную компетентность, инженеры получали патенты на гражданский чин, если они служили, или ученую степень (кандидат, магистр, доктор).
В России действовало шесть вузов: Николаевское главное инженерное училище, Михайловское артиллерийское училище, Московский Кадетский корпус, Институт корпуса инженеров путей сообщений, Институт корпуса горных инженеров, Строительное училище Главного управления путей сообщения и публичных знаний.
В ответ на потребности развивающейся промышленности в России открывается целый ряд технических вузов: Московское высшее техническое училище (1868), Петербургский технологический институт (1828), Томский университет (1888), Технологический институт в Харькове (1885) и другие. Эти учебные заведения были более демократичными по своему положению и составу. В 1906 году в Петербурге открываются женские политехнические курсы. Техника, инженерная деятельность были одними из последних бастионов, куда путь женщинам оставался закрытым.
В многомиллионной массе безграмотного населения в России инженеры являли особую группу, по своему общему культурному уровню намного превосходящую тех, с кем ей приходилось интенсивно общаться. Дипломированные инженеры относились к интеллектуальной элите общества. Это были «сливки» интеллигенции. Такому положению способствовал характер технического образования тех лет, которое отличалось универсализмом и отличной общеобразовательной подготовкой.
Доходы инженеров, ставившие их подчас на один уровень с властью имущими, также привлекали взоры к ним простых людей, рабочих, повышая престиж профессии в массовом сознании. Факты свидетельствуют, что стремление стать инженером, диктовалось не в последнюю очередь достаточно высоким материальным положением. В романе Н.Г. Гарина-Михайловского «Инженеры» рассказывается, что в первый год работы после окончания института инженер зарабатывал 200-300 руб. в месяц, т.е. примерно в 10 раз больше рабочего. Низшие инженерные должности (например, мастер) оплачивался в 2-2,5 раза больше рабочего. Материальное положение российских инженеров в конце XIX начале XX в. было такого, что приближало их по уровню доходов к наиболее обеспеченным слоям общества, по-видимому, их доходы были самыми большими по сравнению с доходами всех других наемных работников.
Чтобы подчеркнуть свою исключительность и принадлежность к престижной профессии, российские инженеры носили униформу, которая отчетливо указывала на военное происхождение профессии. Ношению униформы в самодержавной России придавалось очень большое значение. Первым свидетельством гражданской полноценности каждого был мундир, который полагалось носить всем – военным и чиновникам, студентам, судьям и школьникам и т.д.
Лишенный мундира, человек переставал быть частью государственной структуры, становился частицей массы, заполняющей её поры вызывая по официальной мере недоверие, смешанное с настороженной враждебностью. Помимо униформы, институционализируются служебные награды: чины, ордена, Высочайшее благоволение, звания, арендные деньги, пожалование земель, прибавочное жалование, подарки от имени И.В., единовременные денежные выдачи, признательность начальства, объявляемая с Высочайшего соизволения. Этот перечень и многое другое говорит о престижности профессии инженеров в обществе.
Жизнь общества немыслима без развития науки, техники, искусства, так как искусство есть также средство познания и изменения мира. Но ни перед одной областью творческой деятельности человека не стоят такие грандиозные задачи, не раскрываются такие широкие перспективы, как перед техникой и инженерией.
В наше время высокой техники и широкого применения науки в производстве, когда стало возможным использование атомной энергии и других великих технических открытий, в хозяйственном развитии должно быть уделено первостепенное внимание вопросам техники, вопросам повышения технического уровня промышленности и создания высококвалифицированных кадров. Необходимо равняться на достижения современной мировой техники во всех отраслях промышленности и народного хозяйства и обеспечить условия для всемерного движения вперед науки и техники. В этих условиях необходимо глубокое понимание творческой сущности инженерно-технического труда, каким отличалась русская инженерия на протяжении всей своей истории – от розмыслов до инженеров высшей категории.
Объединившись с силами народа, русское инженерное искусство достигло высокого развития. Сотни заводов-гигантов, тысячи крупнейших предприятий во всех областях промышленности, мощный железнодорожный и воздушный транспорт, гидротехнические сооружения искусственных водных путей и электростанций, развитый автотранспорт характеризуют современный индустриально-технический облик России. В нем нашли свое высшее выражение основные черты русского инженерного искусства – смелость мысли, грандиозность замысла, высоко развитое «инженерное чувство»; в нем выразились основные черты русской инженерной науки – стремление к широким обобщениям и к точному знанию для их практического приложения.
Часть 1 - https://dzen.ru/a/ZCVCkrK-E2ONXpIt
Часть 2 - https://dzen.ru/a/ZCqbIbK-E2ON02BU
Часть 3 - https://dzen.ru/a/ZC6u1fXELlb6fjy-