Найти тему
Газета Солидарность

“Речь не только о работе летом”: наем на работу детей упростили в первом чтении

Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"

Госдума 4 апреля приняла в первом чтении законопроект, упрощающий наем на работу несовершеннолетних от 14 лет. Инициатива вызвала много не самых приятных вопросов - от профсоюзов, комитета ГД по труду, от депутатов из оппозиционных фракций. О том, как авторы инициативы отбивались от обвинений в лоббировании интересов бизнеса и с ностальгией вспоминали советские трудовые лагеря, - в репортаже “Солидарности”.

СТАДИИ ПРИНЯТИЯ

Мы писали в № 6, 2023 (“Работа молодости нашей”), о внесенном в Госдуму законопроекте, который упрощает трудоустройство несовершеннолетних. Работодателей предлагается освободить от проверок госорганами (кроме как по заявлению юного работника), упразднить отдельную медкомиссию при приеме на работу, отменить необходимость получать разрешение от органов опеки на трудоустройство при наличии родителей.

Комитетом Госдумы по молодежной политике инициатива подавалась в духе сентенции “по просьбам трудящихся”: дескать, школьники сами хотят работать, и нужно расчистить им дорогу до рабочего места от административных барьеров. Если взглянуть иначе, то упрощается не поступление на работу, а наем. И жизнь облегчается не детям, а работодателям, которые заинтересованы в дешевой рабочей силе. Такую точку зрения аргументировал, например, главред “Солидарности” Александр Шершуков (“Права и интересы”, № 13, 2023).

Официальный отзыв ФНПР содержит и другие претензии. По мнению профсоюзов, законопроект нуждается в существенной доработке. Комитет ГД по труду в своем девятистраничном заключении тоже высказал замечания. Обобщим следующей фразой из документа: “Необходимо адекватно оценивать риски негативного трудового опыта в условиях бесконтрольного использования детского труда”. Но в первом чтении комитет все-таки рекомендовал законопроект принять. Что и было сделано Госдумой 4 апреля. Прохождение инициативы через все стадии принятия, скорее всего, неизбежно. Стадия торга будет идти до второго чтения, пока вносятся поправки. А пока часть думской оппозиции прошла первые две стадии - отрицания и даже немножко гнева.

ПУШКИН ЗНАЕТ

- Сегодня молодежь требует от нас снять барьеры, мешающие найти подработку, - заявил глава думского комитета по молодежной политике Артем Метелев (“ЕР”), напоминая Остапа Бендера с его “отовсюду мы слышим стоны”. - В стране больше 7 млн подростков от 14 до 18 лет. По данным ВЦИОМ, 91% школьников старших классов хотели бы подрабатывать во время летних каникул. В то же время ежегодно трудоустраивается не больше 600 тысяч, разница в 9 раз. Задумайтесь, почему так происходит?

Потому, может, что не стоит излишне полагаться на подобные опросы? Хотеть и делать ведь - не одно и то же.

- Многие выдающиеся личности начинали свой трудовой путь с малых лет, - повышал градус депутат Метелев. - Например, зампред Совета Безопасности Дмитрий Анатольевич Медведев в детстве даже комбайнером работал. Брежнев начал работать в 15. Что говорить: сам Александр Сергеевич Пушкин начал писать свои первые стихи в семь лет и стал одним из первых в России зарабатывать на этом деньги! Может и хорошо, что тогда не существовало органов опеки...

Вряд ли Дмитрия Анатольевича раньше ставили в один ряд с Александром Сергеевичем. Разве что он сам в 2009 году, когда все свои слова “отлил в граните”, будучи президентом. Но так, для справки: первый гонорар Пушкин получил за “Руслана и Людмилу” в 1820 году, будучи совершеннолетним. Увы, поэт уже не ответит. Но да, в пример лучше приводить Пушкина, чем бедных азиатских детей, шьющих брендовую одежду за чашку риса.

- Почему, если у тебя живые родители, нужно вообще получать согласование незнакомой женщины [из опеки] на другом конце города, которая тебя видит в первый и последний раз? Мы не знаем, - продолжал давить на эмоции Артем Метелев.

Хотя родители, если подумать, бывают не только живыми или мертвыми, но также, например, ответственными или нет. Кстати, об ответственности законодателей: вместо списка запрещенных для несовершеннолетних видов работ Минтруду предлагается составить перечень “рекомендованных”. А что не запрещено...

- Ряд журналистов и экспертов, которые не разбираются в вопросе, попытались обвинить нас в использовании детского труда, нарушениях международных конвенций... Я, честно говоря, предлагаю даже не произносить сегодня таких слов, - изящно вышел из полемики Метелев.

“КТО УРОКИ ДЕЛАТЬ БУДЕТ?!”

Когда наступила очередь вопросов, глава комитета по молодежной политике, с подачи коммуниста Алексея Куринного, признал: “Речь не только о работе летом”. Можно будет работать на выходных “или в то время, которое освобождено от учебы”. То есть после школы. Ведь “бывают у нас разные в жизни ситуации”. Пушкин окончательно улетучился, а детский труд предстал - пусть и не прямыми словами - способом борьбы с бедностью.

- А можно объяснить, зачем вводится такая норма, что любая проверка соблюдения работодателем требований трудового законодательства будет возможна лишь по инициативе несовершеннолетнего или его законных представителей? А как же прокуратура, органы местной власти? А как другие субъекты? - спрашивал Андрей Кузнецов из СРЗП. - Мы что, переходим на принцип такой, что закон надо соблюдать, но если никто не жалуется, то можно не соблюдать?

Тут депутат, можно сказать, попал в точку. Потому что Артем Метелев в ответ пояснил: вопрос действительно не праздный, и в самом скором времени будет обсуждаться совместно “с Генпрокуратурой, Рострудом и всеми-всеми, Роспотребнадзором, ведомствами, как именно нам правильно спроектировать эту норму”.

- Чтобы, с одной стороны, были все полномочия и механизмы у государства проверять работодателей, были все необходимые права у самих несовершеннолетних, и в то же время не было тех издержек, которые сейчас несет рынок труда, - пояснил докладчик.

И чтобы рыбку съесть.

Нина Останина (КПРФ) спросила, кто конкретно эти “миллионы трудящихся”, на чьи просьбы отвечает законопроект: “Можно ли получить социальный портрет того самого молодого человека: а) его успеваемость; б) сколько раз этот ребенок летом оздоравливался; в) материальное положение [его семьи]?” Но в ответ получила все те же самые слова: 91% детей хотят работать.

Яна Лантратова из СРЗП спросила, “предусмотрен ли механизм защиты подростков от обманов со стороны работодателей?”. Тут, впрочем, каков вопрос, таков и ответ: “У нас права граждан защищаются одинаково - и несовершеннолетних и совершеннолетних. Работник имеет право пожаловаться”. Однопартиец Лантратовой Олег Нилов был куда конкретнее:

- Лукавство законопроекта в том, что вы часто говорили о летних каникулах и зимних, а в законе говорится о свободном от учебы времени. Прозвенел звонок с шестого урока, и все - портфель забросил до завтрашнего дня и пошел работать. Хотите вы, чтобы ваши дети так начали работать вместо того, чтобы развиваться? Делать уроки кто будет?! Кто за успеваемостью будет следить, отвечать? Вы школу спросили в этом плане, почему можно получать двойки и потом работать? - горячился Нилов.

Оказалось, спросили. “У нас есть положительное заключение Министерства просвещения”, - ответил Артем Метелев. Плюс Минпрос провел конференцию, где участвовали “четыре тысячи человек, включая преподавателей”, и все поддержали законопроект. А если бы конференцию организовал Олег Нилов, о результатах голосования гадать тоже не приходилось бы.

Едва ли не прямее всех выступила коммунистка Ольга Алимова: “В пояснительной записке вы указываете, что принятие законопроекта будет способствовать оптимизации кадровых процессов работодателей. Правильно ли мы понимаем, что в России есть предприятия, где труд несовершеннолетних является критически значимым? Возможно, они являются лоббистами законопроекта, в котором будет эксплуатироваться или использоваться детский труд для получения прибыли?”

- Очередное обвинение от коммунистической партии, - парировал Артем Метелев. - Нет, здесь никто из лоббистов не выступает. Я уже сказал: здесь главный лоббист - сама молодежь.

При всем уважении, аргумент похож на “мамой клянусь”. Но едва ли ответчик мог на-гора выдать антилоббистское расследование. Шла дискуссия долго и закончилась принятием законопроекта в первом чтении. А мы подытожим ее словами единоросса Екатерины Стенякиной (1985 года рождения) из комитета ГД по труду: “Я думаю, все прекрасно помнят, как в советское время были лагеря труда и отдыха, когда старшеклассники ехали на уборку картошки. Они отдыхали и зарабатывали свои деньги”.

Хотя тот, кто действительно когда-то собирал картошку, помнит, что единственный возможный отдых после этого - вытянуть спину и лежать так до завтра. А нам, кажется, продают дискотеку.

Павел Осипов, корреспондент газеты "Солидарность"

-2