Позиция Европейского Союза относительно исполнительного производства стран Восточной Европы. Приватизация правосудия. Различия между бюджетной и небюджетной системами исполнительного производства.
Модель исполнительного производства следует отличать от понятия системы исполнительного производства. Это понятие можно именовать и системой органов принудительного исполнения. Модели исполнительного производства разграничиваются по критерию исполнительного органа на административные и судебные. Системы исполнительного производства бывают бюджетные и небюджетные (частные). Критерием разграничения является источник финансирования исполнительного производства. В одном случае, система органов исполнительного производства финансируется из государственного бюджета. В другом случае, конкретное исполнительное производство финансируется за счет частных лиц (взыскателей и должников).
Почтовая марка 2022 г. по программе "Европа" в окружении стандартных марок. Стандартная марка "Орёл. Два с полтиной". Выпуск 2019 г.
В начале февраля 2022 г. разрыв с Европейским Союзом не предполагался. Переход к небюджетной системе исполнительного производства продолжал обсуждаться.
Государственный бюджет наполняется деньгами благодаря деятельности разных ведомств, в том числе Федеральной службы судебных приставов. Задолженность по уплате налогов взыскивается, например, судебными приставами-исполнителями. По завершении исполнительного производства исполнительный орган (служба судебных приставов) взыскивает исполнительский сбор.
Исполнительские сборы поступают в бюджет, а затем накапливаемые суммы распределяются по всей системе органов принудительного исполнения. Другими словами, исполнительский сбор по конкретному исполнительскому сбору направляется на финансирование всей системы исполнительного производства (всей системы органов принудительного исполнения). Такова бюджетная система исполнительного производства.
Небюджетная система исполнительного производства финансируется иначе. Взыскатель предъявляет исполнительный документ для возбуждения исполнительного производства. Судебный пристав возбуждает производство, получив тариф (исполнительский сбор). Затем пристав взимает тариф за каждое исполнительное действие. Таким образом, финансируется конкретное исполнительное производство, а не система органов принудительного исполнения в целом. После благополучного завершения исполнительного производства исполнительский сбор и тарифы за совершение исполнительных действий возлагаются на должника.
Европейский союз выделяет деньги на содержание государственного аппарата стран Восточной Европы-членов Европейского союза. Если перевести систему исполнительного производства из бюджетной в небюджетную, расходование бюджетных средств Европейского союза оптимизируется. Поэтому популяризируются идеи о трансформации бюджетных систем исполнительного производства в небюджетные (частные). "Все эти страны, - пишет Елена Геннадиевна Стрельцова, - перед их вступлением в Европейский Союз получили предписание создать частную модель принудительного исполнения по франко-голланджскому образцу, с тем чтобы разгрузить общеевропейский бюджет от обязательств в отношении граждан стран-недоноров" (Стрельцова Е. Г. Приватизация правосудия : монография / Е. Г. Стрельцова. Москва : Проспект, 2020. С. 59-60).
Ключевые слова: приватизация правосудия, модель исполнительного производства, система исполнительного производства, небюджетная (частная) система исполнительного производства, исполнительский сбор.
Задания: 1) изложите собственные суждения о соотношении между понятиями модели исполнительного производства и системы исполнительного производства; 2) изложите собственные суждения о понятии, обозначаемого термином "приватизацией правосудия".