Продолжаю рассказ истории создания фильма "Служебный роман" и пьесы «Сослуживцы». Сегодня он будет посвящен Сценам, которые не вошли в фильм.
Отснятого материала вполне хватило бы на три серии, но увы, фильм должен был быть двухсерийным. Частью снятых эпизодов пришлось пожертвовать. И хотя сами эпизоды не сохранились, о них можно судить по уцелевшим фотографиям. Третья любовная линия В фильме "Служебный роман" мы помним две любовные истории: Новосельцев — Калугина и Самохвалов — Рыжова. Но была и третья: секретарши Верочки и ее мужа.
«Вот Верочка выбежала из парадного большого дома, расположенного на оживленном проспекте. Оглянулась по сторонам, не видит ли кто, и быстро приклеила на фонарный столб... Объявление гласило: «Меняем двухкомнатную квартиру на две однокомнатные». Верочка прошла мимо мотоцикла, стоящего у ворот, вздохнула и встала на троллейбусной остановке. Из того же парадного выскочил Сева - здоровенный могучий парень. Подошел к тому же фонарному столбу и прилепил на него объявление. В этом объявлении другим почерком было написано тоже самое: «Меняем двухкомнатную квартиру на две однокомнатные». Потом Сева надел на себя каску, мощным ударом ноги завел мотоцикл и выехал на проезжую часть. Около троллейбусной остановки, где стояла Верочка, он притормозил. Молодые люди отвернулись друг от друга, и Сева помчался на работу один. Сева – муж, точнее, бывший муж Верочки. Бывшие муж и жена работают в одном учреждении. Ничего не попишешь, сослуживцев, как и родственников, не выбирают...» Так мог выглядеть в фильме момент выхода из дома секретарши Верочки. * * *.
В пьесе этого не было, но в сценарий была добавлена третья сюжетная линия, в которой мы могли бы наблюдать отношениями секретарши Верочки и ее мужа Севы, женатых сослуживцев. В паре с Лией Ахеджаковой, эту роль исполнял Александр Фатюшин. * * *.
Они в кадре должны были постоянно ругаться и выяснять отношения. Повод: он любил свой мотоцикл, а она была модницей. К сожалению, реализовать этот замысел не удалось. Когда часть материала была уже отснята, Александр Фатюшин попал в больницу. * * *.
Фото со съемок Рассказывала жена Александра Фатюшина, актриса Елена Мольченко: «На спектакле «Медея» ему случайно прокололи глаз, его увезли в больницу, зашивали там роговицу /…/ и в результате Рязанову пришлось убирать всю большую параллельную линию: роман секретарши с персонажем, которого играл Саша Фатюшин. Тоже обидно, тоже по-другому все было б». Эльдар Рязанов ждал до последнего, надеясь доснять эту сюжетную линию. Но от нее все же пришлось отказаться. Когда пришло время демонтажа декораций, Александр, все еще оставался в больнице. Естественно, что отснятый материал полетел в корзину. * * *.
Кадры из фильма Но несмотря на это, кое-что от этой линии в фильме все же сохранилось. Остались телефонные диалоги Верочки со своим мужем, которые за отсутствием Александра Фатюшина, озвучил Олег Басилашвили. Остались и другие кадры, вот например, в самом начале фильма Верочка обменивается со своим мужем недобрыми взглядами, видимо после утренней ссоры. * * *.
Утренняя зарядка В начале пьесы был эпизод с утренней производственной зарядкой, был он и в фильме, но не уцелел. Пара Верочка и Сева тоже были в той сцене. * * *.
Была эта сцена и с Новосельцевым и Рыжовой. * * *.
Погоня А вот этот кадр тоже не вошел в фильм. По всей видимости, он должен был идти в финальной «погоне». Таким вот неординарным способом Рыжова попыталась спасти Новосельцева от разъярённой Калугиной. * * *.
И стоит полагать, что эту погоню пытались остановить все главные действующие лица. * * *.
Фото со съемок Рыжова влюбленная Вспоминает Светлана Немоляева: «Мы в закутке сидели, я, как всегда, смотрю влюбленными глазами на Олега Басилашвили. И все хочу ему что-то предложить опять, какую-то идею встречи, и как раз в это время Людмила Иванова, там… Шурочка вешает объявление о том, что состоится туристическая, на автобусах, экскурсия. И я ему говорю, Олегу: «Давай поедем на автобусе, вот на эту экскурсию, тряхнем стариной?» А он мне отвечал, но это по-моему тоже он придумал, что значит: «Оленька, мы с тобой находимся уже в том возрасте, что нас с тобой уже лучше не трясти» - и дьявольски хохотал». Вся наша роль - моя лишь роль, Я проиграла в ней жестоко. Вся наша боль - моя лишь боль, Но сколько боли... Сколько... Сколько... * * *.
Фото со съемок Таран имени Самохвалова Мало кто обращал внимание на то, что Самохвалов садится в машину, действует вокруг машины, но не ездит на ней, а все потому, что актер Олег Басилашвили на тот момент не умел водить. Хотя сцена с его проездом была запланирована и её даже попытались снять, но случилось непредвиденное. О собственной неудаче вспоминает сам Олег Валерианович: «Автомобиль я тогда не водил, меня учили водить такой чемпион Советского союза по авторалли… по спидвею вернее и, одновременно с этим, шофер английского посла в Москве. Ну как… За четыре, за пять дней научиться машину совершенно немыслимо, ну как-то/…/ трогаться с места, останавливать я научился, а больше ничего делать там не надо было. На одном из дублей я еду… Очень все хорошо, точно, так вижу створ камеры. Еду на нее, камера в киоске стоит… И вдруг передо мной возникают две жизнерадостные дурехи, которые, значит, попали в кадр. И я от ужаса нажимаю не на тормоз, а на газ. Это обычная ошибка начинающего автомобилиста. Ну, слава Богу, они разлетелись в разные стороны, а я врезал в киоск союзпечати и по камере, которая там стояла. И понял - гонорара я не получу». Но все обошлось, финансово его не обидели. * * *.
Воскресший Бубликов О том, как снимался этот фрагмент и что в нем было, рассказывала Людмила Иванова: «Он говорил (прим. Рязанов): «Вы играйте, если будет что не так, я скажу». Он мне только один раз пожелание высказал – там, где портрет Бубликова висит, и я его «хороню». Он мне сказал: «Вы должны пойти к лифту, и вы играете спиной, и ваша спина должна выражать, что вы знаете, что он вас сейчас будет бить…» Да, там еще было продолжение, которое вырезали, где я бежала по всему институту и кричала: «Я не виновата, я не виновата, умер однофамилец… Что мне делать – я на общественные деньги оркестр заказала, я венок купила. Я бы сама умерла, но фамилия другая, не подойдет». Эльдар Александрович сказал: «Давайте сделаем по-другому: все думают, что он вас будет бить, а вы подпустите его поближе и начинайте кричать: «Ура! Да здравствует товарищ Бубликов!» Посмотрим, что будет делать артист и будем снимать» Я его близко подпустила, начинаю кричать «ура». Артист (прим. Щербаков) так растерялся, начал кланяться и говорить: «Товарищи! Спасибо за всё». Эту сцену вырезали, но она у меня есть.» Этот фрагмент оставался в картине до последней комиссии, но все же его вырезали. «Как я переживала, у меня бывает иногда, из фильмов, вырезают какие-то любимые сцены, но вот эта самая любимая. Это, я считаю, моя потеря». Будет и сохранившееся видео, в качестве бонуса. * * *.
3acИм откланиваюсь! Можете пинать! В следующей части будет рассказ про сцены, которых не было в сценарии, но они попали в фильм. А предыдущие части можно прочитать здесь:
Кино советского периода: Служебный роман. Часть 1 Кино советского периода: Служебный роман. Часть 2 Кино советского периода: Служебный роман. Часть 3 Кино советского периода: Служебный роман. Часть 4 Кино советского периода: Служебный роман. Часть 5 Кино советского периода: Служебный роман. Часть 6 Бонус.