Те мои читатели и почитатели, кто посмотрел 9 апреля ролик о прекрасном Троицком соборе, обратили внимание на памятник. Он называется Колонна Славы. И у него интересная судьба: да, у памятников тоже бывают судьбы.
«На проспекте Красных Командиров стоит нелепый памятник “Славы”… Никакой художественной и исторической ценности памятник не имеет. Надписи на нем сообщают “о победах над врагом” царских генералов и т. п. При недостатках у нас металлов в этом памятнике бесцельно пропадают сотни тонн чугуна и меди».
Такая заметка была опубликована 20 октября 1929 года в газете «Ленинградская правда». И вот цена печатного слова в те годы: не статья — заметка! — стала приговором памятнику. Действовали быстро: уже 26 октября Президиум Ленсовета принял решение: колонну снести и «передать в Госфонд». Не знаю, довезли ли многотонную колонну до хранилища Госфонда. Я думала, что эта организация была призвана хранить «устаревшие» памятники. Но, судя по всему, ошиблась. Потому что 3 февраля 1930 года в «Красной газете» появилось сообщение: «В фонд цветных металлов переданы первые турецкие бронзовые пушки — части разбираемого памятника “Славы” на пр. Красных Командиров». А знаете, где захваченные русскими воинами в боях эти самые турецкие пушки переплавили? Ни за что не догадаетесь! И я не знала. В Германии! Мне почему-то кажется, что полученный металл в Россию так не вернулся.
(Уже в 1944 году «революционное» название — проспект Красных Командиров — вновь заменили на историческое: Измайловский проспект.)
Итак, как появилась Колонна Славы?
В Троице-Измайловском соборе молились гвардейцы-пехотинцы Измайловского полка. Он был расквартирован поблизости. Это третий по старшинству пехотный полк российской гвардии: он был основан 22 сентября 1730 года.
Полное историческое наименование храма — Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка.
Здесь 27 февраля 1867 года Федор Михайлович Достоевский венчался с Анной Григорьевной Сниткиной. А 18 ноября 1894 года в Троицком соборе отпевали композитора Антона Григорьевича Рубинштейна.
Этот полковой храм был своеобразным памятником русской военной славы: тут хранились реликвии Отечественной войны 1812 года, русско-турецких войн 1828–1831, 1853–1856, 1877–1878 годов: полковые и трофейные знамена, ключи от взятых крепостей, мраморные доски с именами погибших офицеров Измайловского полка…
Появилась идея: в честь завершения последней русско-турецкой войны воздвигнуть перед собором памятник… из турецких пушек. Проект разработал инженер-капитан Г. М. Житков. Но утвердили его в ноябре 1884 года после изменений, которые внес архитектор Д. И. Гримм. А в марте следующего, 1885 года уже приступили к работе. Через год и четыре месяца колонна возвышалась на постаменте. На ее сооружение ушло 175 тысяч рублей — немаленькая по тем временам сумма.
Ствол был отлит из чугуна. Он состоял из нескольких частей, которые потом скрепили болтами. Затем на колонне вертикально, в несколько рядов закрепили трофейные турецкие пушки — 104 ствола.
Колонну завершала коринфская капитель и статуя летящего ангела Славы из меди.
Высота памятника составила без малого 29 метров, а вес — 35 тысяч пудов, то есть 573 тонны.
В 1886 году в день открытия памятника Славы на площади у собора прошел торжественный молебен. Это событие запечатлел фотограф Сергей Львович Левицкий.
Кстати, внутри колонны была винтовая лестница из 88 ступеней. Интересно, есть ли она сейчас?
Да, в 2001 году начались работы по воссозданию памятника русской воинской славы. Но где теперь взять сотню турецких пушек XVIII века? Увы, негде. Поэтому ствол возрожденного памятника украшает декоративный рельеф, имитирующий стволы пушек. И всё же пушки здесь есть. Их всего десять, и они установлены на земле, образуя полукруг. Так было и раньше, об этом свидетельствуют фотографии начала XX века.
Бронзовую скульптуру ангела отлили по модели Зураба Церетели.
Открыли Колонну Славы в 2005 году.
Я же с детства помню, что перед собором стоял другой памятник — небольшой бюст. И вот что странно: в 1960-х годах Ленгорисполком решил таким образом почтить память архитектора Василия Петровича Стасова. В 1969 году исполнялось 200 лет со дня его рождения. Именно Стасову было поручено создать проект каменного храма на месте деревянного, поврежденного во время наводнения 1824 года.
В 2000 году и памятник Стасову решили отправить «в ссылку». Его демонтировали, и он пополнил фонд Музея городской скульптуры. Однако, как было сказано еще в одной заметке, «общественность возмутилась». Возмущалась она долго. Лишь в 2013 году бюст архитектора Стасова вновь установили у Троицкого собора. Но не по центру, как раньше, а сбоку. Сейчас этот скромный памятник можно найти у северо-восточного угла храма.
Вот такая получилась история…
Вопрос знатокам военной славы и Северной столицы: знаете, в ограде какого петербургского собора тоже есть пушки?
Arrivederci! А если вам понравился мой рассказ — подпишитесь: вместе с вами мы найдем еще много интересного в Санкт-Петербурге — Северной Венеции.
#рассказ_петербурженки #судьба_памятников #северная_столица #северная_венеция