Найти тему
Epoch Times Russia

Способность сопереживания характерна людям с высоким интеллектом

ЭМПАТИЯ — ОСОЗНАННОЕ СОПЕРЕЖИВАНИЕ ТЕКУЩЕМУ ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ СОСТОЯНИЮ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА

Автор: Стэнфордский университет

(MattLphotography/Shutterstock)
(MattLphotography/Shutterstock)

Согласно новому исследованию, очевидная тенденция к отказу от эмпатии не является необратимой.

Эмпатия — это навык, который можно развивать с течением времени, считает психолог Стэнфордского университета Джамиль Заки, и при правильной практике любой — даже самый недалёкий человек — может начать искренне заботиться о других.

Хотя эмпатия предлагает множество социальных преимуществ — например, пациенты эмпатичных врачей более удовлетворены их лечением — эмпатия может быть не очень хорошей эмоцией, говорит Заки. По его словам, когда медицинские работники слишком заботятся о пациенте, они подвергаются повышенному риску эмоционального выгорания, депрессии и травм из-за чрезмерного сопереживания чужим страданиям.

Эти выводы он сделал на основе собственных исследований, Заки изложил в своей новой книге «Война за доброту: Построение эмпатии в расколотом мире» (Crown, 2019).

Здесь Джамиль Заки рассказывает о том, что он узнал об эмпатии из экспериментов, которые проводил в собственной лаборатории, и заканчивая исследованиями и интервью, которые провёл для этой книги.

— Эмпатия является генетической или формируется под влиянием опыта?

Джамиль Заки: Философы и психологи утверждают, что эмпатия — это черта характера, жёстко заложенная в наших генах и мозге. Рассуждая так, каждый из нас имеет свой «уровень» эмпатии, и подобно своему взрослому росту, остаётся на нём на всю жизнь. Всё это хорошо, если вы уже обладаете эмпатией, но это также означает, что, если вы испытываете трудности с эмпатией, вы никогда не сможете повысить свой интеллект, как бы вы ни старались. Это также означает, что, когда наша коллективная забота не срабатывает, мы ничего не можем с этим поделать.

К счастью, эта точка зрения неполна. С помощью правильных практик, таких как медитация сострадания, разнообразные дружеские отношения и даже чтение художественной литературы, мы можем целенаправленно развивать свою эмпатию. Сопереживание подобно мышце: если ею не пользоваться, она атрофируется; если с нею работать, она растёт.

— Вы встречались с людьми, которые рискуют проявлять слишком много заботы, например, с медсёстрами. Как они могут по-другому воспринимать эмпатию?

Джамиль Заки: Ни одна эмоция не бывает полезной, это касается и сопереживания. Это особенно верно в отношении профессиональных сиделок, которые испытывают двойную эмпатию. Этих людей побуждает к работе глубокое желание помогать другим, и когда они проявляют сочувствие, их пациенты чувствуют себя лучше. Но эта же забота может стать профессиональной опасностью, обернувшись травмой, усталостью и выгоранием для них самих.

Психологи, в том числе и я, сейчас изучают, как люди этих профессий могут проявлять эмпатию более устойчивым образом. Например, эмпатическая забота — чувство к кому-то — отличается от эмоциональной эмпатии — чувства, которое испытывает кто-то другой. Если вместо этого они могут культивировать заботу, они могут заботиться, не подвергаясь саморазрушению, не доводя себя до стрессового состояния. Созерцательные практики, такие как медитация сострадания, по-видимому, помогают людям провести это различие, но это исследование всё ещё находится на ранней стадии.

— Вы взяли интервью у бывшего неонациста, руководителя некоммерческой организации Life After Hate, которая использует эмпатию как способ привлечь других людей к движению сторонников превосходства белой расы. Что вы узнали из разговора с ним о его опыте?

Джамиль Заки: Одна из самых естественных тенденций человека — делить людей на «нас и их». Это также один из самых быстрых способов заглушить сочувствие. Мы перестаём видеть в посторонних людях людей и начинаем сводить их к их национальности, возрасту, взглядам — всему тому, что отделяет их от нас. Но этот процесс можно обратить вспять, вернув наше чувство к людям по другую сторону конфликта — как к людям».

История Тони МакАлира, исправившегося члена группы ненависти, о котором я рассказываю в этой книге, учит нас тому, что экстремизм и вражда хоронят эмпатию, но не убивают её. Его путь к выздоровлению, я думаю, также поучителен. Он и другие основатели организации «Жизнь после ненависти» исправились после того, как встретили людей, которых они должны были презирать, но которые отказались ненавидеть их в ответ. Например, вскоре после ухода из неонацистского движения Тони признался в своём прошлом одному еврею.

«Это то, что ты сделал, — ответил его новый друг, — но не то, кто ты есть. Я вижу тебя».

Этот простой акт сострадания вскрыл ненависть Тони в прошлом, укрепив его новую жизнь.

История Тони показывает, что переход от «мы и они» к «ты и я» — это мощный способ восстановить сочувствие даже среди мрачных обстоятельств.

— Вы руководите Стэнфордской лабораторией социальной неврологии. Что вы узнали об эмпатии и мозге?

Джамиль Заки: Одной из первых вещей, которые я задокументировал в своей работе в области неврологии, была взаимосвязь между различными типами эмпатии. Опосредованное улавливание чьих-то чувств — известное как «эмоциональная эмпатия» — и размышление о том, что они чувствуют — «когнитивная эмпатия» (Когнитивная эмпатия — способность понимать точку зрения другого человека.) — может показаться двумя сторонами одной медали, но они активируют почти совершенно разные системы мозга, предполагая, что эти «части» эмпатии независимы.

Тем не менее области мозга, связанные как с когнитивной, так и с эмоциональной эмпатией, способствуют важным результатам эмпатии — например, точному определению эмоций других людей и принятию решения помочь им.

В другом исследовании, проведённом в сотрудничестве с Кэрол Двек, мы обнаружили, что простое убеждение в том, что эмпатия — это навык, который можно развить, вдохновляет людей на более усердные усилия в этом направлении. Например, люди, которым внушили, что эмпатия — это «мышление роста» по сравнению с фиксированным мышлением, тратили больше времени на выслушивание страданий представителей другой расы и больше энергии на попытки понять мнение человека из другой части политического спектра.

Джамиль Заки — адъюнкт-профессор психологии в Стэнфордской школе гуманитарных наук и член Стэнфордского междисциплинарного института биологических наук Bio-X.

Источник: The Epoch Times