История борьбы за свои деньги за границей. И полезный совет насчет банкоматов.
В прошлые выходные мы ездили в Стамбул. Вечером гуляли по модному району Шишли. По пути попалось отделение банка «Зираат», в котором у нас открыты счета. Решили закинуть денег на одну из карт, чтобы вечером оплатить гостиницу безналом. Выбрали соответствующий пункт меню, банкомат с лязганьем открыл портал в свои бездонные недра, принял стопку купюр, проглотил их и всё – сим-сим закрылся.
Я еще пошутил такой – «Смотри, вот секунду назад была в руках тысяча лир. А теперь нету. Просто магия какая-то».
Наверное, зря я тут пытался острить… Деньги дело серьезное.
А где деньги-то?
Счет не пополнился, никаких смс от банка не пришло, а на руках у нас не осталось даже чека. Мы по привычке в самом начале сессии всегда выбираем экологичный пункт меню «не печатать бумажный чек». 1000 лир магически растворились в пространстве. Больше 4000 рублей как корова языком слизала.
В итоге ситуация выглядела весьма скверно:
- вечер выходного дня,
- в другом городе,
- банкомат съел деньги (хорошо хоть карту отдал).
Попытки что-то выяснить по телефону горячей линии ни к чему не привели – автоответчик бесконечно повторял несколько пунктов меню и не переключал на живого оператора.
Хотя и без него было понятно, что никто прямо сейчас по темноте не примчится в закрытое отделение, не вскроет банкомат и не достанет нам наши деньги. Что-то порешать можно будет только в понедельник.
Поскольку в воскресенье вечером нам надо было возвращаться в Бурсу, кое-кто из нас мысленно уже попрощался с этими деньгами. Не оставаться же в Стамбуле еще на одну ночь из-за такого дела. Гостиница и питание в этом случае будут стоить не меньше пропавшей суммы.
Но на всякий случай мы зафиксировали всю информацию, какую только возможно:
- сфотографировали банкомат (в том числе номер устройства на экране),
- записали адрес,
- запомнили время.
Что делали дальше?
Утром в понедельник я пошел в ближайшее отделение банка у нас в пригороде Бурсы.
Честно говоря, ожидал получить ответ вроде – «У вас какие-то проблемы с банкоматом в Стамбуле? Вот и езжайте в отделение банка в Стамбуле».
Тут ведь в Турции банковская система специфическая – даже при открытии карты в разных отделениях одного банка могут назвать разные условия. Что уж говорить про междугородние связи.
Зашел в зал, взял в терминале талончик, жду очереди. Подходит охранник. Он в этом офисе почти на уровне старшего администратора. Непосредственной работы по охране нет, поэтому делает всё для клиентов – показывает, как занять очередь, скачать и открыть приложение, активировать новую карту, поменять пароль в личном кабинете, положить или снять деньги в банкомате и много чего еще. Реально классный добродушный парень.
- Спрашивает у меня, чего мне надо – денег снять или какой-то другой вопрос. Говорю ему – у меня проблема. И показываю заранее заготовленный перевод краткого описания ситуации на английском и турецком.
Читает, задумался такой, а потом с моим телефоном пошел куда-то из операционного зала в помещение с кабинетиками сотрудников.
Долго его не было, потом возвращается – пойдем, говорит. Внутри специалист в белой рубашке, на столе бумага – заявление. Подает мне его – заполняй, мол.
Я сфотографировал бланк. Стою, изучаю перевод. Там примерно всё и так понятно, но на всякий случай хотелось удостовериться. Все-таки речь про деньги.
- Заявление – это конечно отдельная песня! Предлагают написать, где и во сколько всё произошло, сколько было купюр и какого номинала – прям в штуках. Ага, конечно – помню я прям, сколько там точно было полтинников, соток и двухсоток. И были ли двадцатки…
Сотруднику видимо тоже было скучновато. Или не терпелось вернуться к разговору с коллегой. Начал уточнять у меня – от какого банка у меня карта, есть ли мобильное приложение на телефоне, какая сумма пропала.
Потом открыл программу в компьютере и стал всю информацию вбивать прямо туда – в итоге я заявление даже и не начал заполнять.
Напечатал, какие-то крыжики там у себя в программе поставил – всё, говорит, ступай с богом. Деньги придут, жди.
-Я ему говорю – сколько ждать-то, дорогой товарищ?))
-Не знаю, отвечает он мне, всё зависит от того отделения банка в Стамбуле. Как только так сразу, как говорится.
Поблагодарил его, поздравил с Рамаданом – он сразу такой улыбнулся, перестал быть деловитым банковским клерком. Это вообще, кстати, в Турции хорошо работает – спрашивать как дела, желать легкой работы и поздравлять с праздниками. Помогает наладить контакт, если быть искренним.
Ну, думаю, месяц теперь придется ждать, не меньше. Да и то не факт, что всё порешали и не придется все-таки опять идти и писать руками заявление. Или вообще тащиться все-таки в Стамбул.
Но в итоге я до дома еще не успел дойти, а деньги уже вернулись. Реально – очень быстро.
Выводы и полезный совет
Ситуация случилась неожиданная – у нас ничего подобного даже дома никогда не бывало. А тут в другой стране, да еще и в другом городе, поздно вечером в выходной такая оказия. Ну просто всё не в строчку, как говорится.
Если бы день был будний, можно было бы сразу зайти в отделение и разобраться. Но и в удаленном формате это оказалось не так уж и сложно. Главное не стесняться обращаться со своим вопросом, даже если не очень уверенно знаешь язык.
И еще напомню один важный момент: снимать и класть деньги в Турции лучше все-таки в банкоматах при отделениях банков, а не в удаленных терминалах на улице, в метро или торговом центре. Если бездушная железяка проглотит карту или выкинет еще какой-то фортель, решить проблему будет проще.